Стр. 32 - 2

Упрощенная HTML-версия

32
Перуновой свиты были хранителями целебных трав, живой и мёртвой воды. Поляне почитали
Живота как жизнедателя и сохранителя жизни.
Важнейшим средством знахарской практики являлись
заговоры
– в них вся сила
врачевания. Текст заговора был магическим орудием перехода с чьей-либо помощью (божества,
знахаря) от исходного состояния к желаемому, т.е. от болезни – к здоровью. Тексты, как правило,
состояли из нескольких частей: зачин – описание пути через границы «своего» и «чужого» миров к
центру мира магических сил; основная часть – встреча с волшебным помощником или противником;
закрепка – заключительная формула-печать. Хотя были и короткие заговоры, имевшие вид просьбы,
требования или заклинания. Например, заговор от лихорадки:
«На море на Океане, на острове на Буяне, лежит камень Алатырь, на том камне
сидят три старца с железными прутьями; идут к ним навстречу 12 сестёр-лихорадок. – Вы куда
идёте грешные, окаянные, проклятые? – Идём в мир, у людей кости ломать, да силу вынимать.
– Воротитесь грешные, проклятые, окаянные. – Мы тогда воротимся, когда эти слова будут все
знать да по три раза читать»
.
Заговор от зубной боли:
«Месяц ты, месяц серебряны рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними
мою зубную скорбь, унеси боль под облака, моя скорбь не мала, не тяжка, а твоя сила могуча.
Мне скорби не перенесть. Вот зубы, вот два, вот три; все твои; возьми мою скорбь. Месяц, ты
месяц, сокрой от меня свою скорбь».
Заговор от недуга:
«Белая баба топила баню белыми дощечками, из липовых листьев веник вязала,
тёрла свежим молоком. Прочь всякий недуг от (имярек); недуг отстаёт, добро, здоровье
пристаёт. Злой дух отстаёт, святой дух пристаёт…»
10
.
Заговоры произносились полушёпотом над больным или снадобьем, и сопровождались
различными движениями рук и губ, чтобы удержать силу слов («запечатать замок»). После
магических действий знахари применяли лечебные приёмы (вправление грыжи, кровопускание и
т.п.) или различные наружные средства: растирание тела животным жиром, смазывание язв медовой
мазью или животным жиром, прикладывание к нарывам и ранам лекарственных растений,
полоскания отваром ротовой полости.
Согласно народному поверью все чудодейственные и целебные травы распускались в
ночь на Купалу, когда их и собирали, соблюдая необходимые ритуалы, исполняя особые песни.
Наибольшим вниманием пользовались травы: чертогон (от нечистой силы), чернобыль-трава (для
заклинания здоровья), зяблица ( от ребячьего крика и бессонницы), расперстьице (от нарывов,
опухоли, порезов), дивий сил (от тоски) и др.
В народном врачевании славян сложилось
два направления:
знахарство
– которое
основывалось на применении природных лекарственных средств и народных приёмов лечения;
шаманство или волхование
, основанное на языческой медицинской демонологии, на вере в силу
заклинаний, заговоров и амулетов.
Для сравнения приведём два примера. Так, в обряде,
применявшемся при тяжёлых родах, соседствовали магические и вполне реальные способы:
«Все присутствующие, не исключая самой роженицы, снимают пояса, расстёгивают
воротники, развязывают все узлы, расплетают косы, открывают печные заслонки, так же как и все
замки, двери и сундуки…
10
См.: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным.- М., 1992.- С. 353-371.