23
язычества характерно
общение с божественным
посредством формулы
«Ты мне – я тебе»
, то для
христианства и ислама характерного обращения к личности человека, развитие его нравственных
качеств через веру в Бога. Кроме того, отметим, что для язычества характерен
натурализм
как
жизненный принцип, согласно которому цель жизни в максимальном удовлетворении всех
естественных потребностей человека.
Язычество – это комплекс верований, который может включать в себя:
1)
анимизм
– оживление, одухотворение всех явлений, всего живого и не живого, с
анимизма начинаются все религиозные представления людей;
2)
тотемизм
– обожествление животных и растений, вера в родственную связь и
покровительство тотема-животного или тотема-растения;
3)
фетишизм
– обожествление предметов, вера в их чудодейственные свойства;
4)
пандемонизм
– вера в повсеместное распространение нечистой силы;
5)
магия
– действия, направленные на контакт с трансцендентным миром и его
сущностями, с целью, повлиять на реальный порядок вещей сверхреальными способами.
Язычество – это первая ступень развития верований, которую прошли все народы,
когда уровень развития цивилизации еще не позволял человеку выделиться из природы, возвысится
над природой, подчинить ее себе. Поэтому природа осмысливалась как нечто непредсказуемое,
могущественное и подобно человеку наделенное душой. Так как человек не мог управлять природой,
наоборот, она подавляла его, он пытался с ней договориться, видя в ней и ее явлениях
одушевленную сущность. Договориться с природой можно было с помощью магии, обрядов и
соблюдения традиций.
Для язычников язычество являлось не просто верой, но и картиной мира, наукой о
природе, медициной и моральным кодексом
.
ЯЗЫЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА СЛАВЯН
У славян языческая культура была довольно развитой. Была мифология, пантеон
главных божеств и жрецы – волхвы. Системообразующими, как и в других архаических культурах,
были представления о дуальности мира, разделении его на сакральное и мирское.
Древний славянский
образ мира восходит к индоевропейским временам
и довольно
расплывчат. Считалось, что земля плоская, она либо плавает в воде, либо стоит на четырех быках. У
нее есть край, но дойти до него мало кому удавалось, и оттуда не было возврата. Небо сравнивали с
натянутой над землей бычьей шкурой, большой крышкой и т.п. На нем подвешивались или вели свой
путь солнце, луна и звезды. Небес было много – до семи. Солнце каждые сутки окуналось в море или
уходило за край земли немного остыть. Дождевые тучи воспринимались как небесные стада
крупного рогатого скота, облака – молочные коровы, дождь – небесное молоко, а также семя,
оплодотворяющее землю (отсюда отождествление неба с отцом, а земли с матерью).
В бронзовом веке прочно закрепилось несколько иное представление. По этой версии
мир состоял из трех частей:
земли, небес и подземно-водной зоны.
«Мать-сыра земля»
насыщена
влагой, питает корни растений. Олицетворяла плодоносящую землю богиня Макошь.
Небо
делилось
на
два яруса:
«верхнее небо» с запасами дождевой воды («хляби небесные»), которыми
распоряжалось высшее божество (Стрибог, Сварог, Род), «среднее небо» – воздушное пространство,
по которому двигались Солнце и Луна – царство Дажьбога. Между ними располагался гигантский
прозрачный купол «тверди небесной», раскрывавшийся по велению Бога и пропускавший дождь к
земле.
Дождь
со времен энеолита уподоблялся потокам молока Матери-богини, а дождевые капли и
в средневековом русском языке назывались грудами. Солнце совершало свой дневной путь по небу
на конях, а ночью переплывало по
подземному океану
на утках (лебедях) или в пасти ящера –
хозяина «нижнего мира».
Как можно судить по Сбручскому идолу,
к IX веку у славян сформировалось
представление о трёхмерности мироздания
: 1) небо -
мир Прави
, мир богов 2) земля-
мир Яви
,
мир людей, 3) подземелье-
мир Нави
, где обитают навии – неприкаянные души умерших.