Стр. 24 - 2

Упрощенная HTML-версия

24
Символически три уровня бытия изображали в виде дерева или креста (Крона дерева – небесный
мир, ствол – земной, корни – подземный). Горизонтально пространство делилось на четыре стороны
света, которым соответствовали четыре ветра. Т.к. по вертикали три измерения, а по горизонтали –
четыре, то числа, полученные прибавлением и умножением 3 и 4, являлись священными. Пример: 7
небес, 12 месяцев и т. д.
Пространство
также делилось на свое – доброе и чужое – враждебное.
Свой
упорядоченный мир ограждали от чужого, грозящего опасностью мира. В связи с этим в славянской
традиции сложилась развитая система
защиты от воздействия злых сил,
в которой можно
выделить
три уровня
:
индивидуальная;
защита дома и семьи;
защита деревни, общины.
Отдельного человека могли защитить амулеты-обереги, вышивка на одежде,
заклинания. Средствами охраны дома считались резные украшения его фасада (кровли,
наличников, ворот) и предметов быта, вышивка на полотенцах и других предметах, а также «
чурк
а»
– деревянная фигурка домового, защитника семьи и границ дома. При раскопках в Новгороде было
найдено множество таких фигурок.
Магическими свойствами защиты пространства наделялся и
кру
г. Отсюда пристрастие славян к круглой планировке и использование мотива круга в искусстве и
быту. Что же касается сил, оберегающих общину, то их роль исполняли идолы, установленные на
капище.
Время в восприятии славян-язычников было циклическим, т. е. понималось как
бесконечное повторение циклов, это время без начала и конца
(для современного человека время
– линейное).Любой момент времени в суточном, годичном и эпохальном круге был наделён
определённой сакральностью, но уровень её существенно различается. Так, в сутках есть «добрые» и
«недобрые» часы, особо критические моменты – полдень, полночь, рассвет и закат. Год понимался
древним человеком как замкнутый круг, цикл, который всегда повторяется. Название месяца
соответствовало природным явлениям, типичным для данного периода. Год начинался с марта, когда
природа пробуждалась к жизни. С началом нового года славяне освобождались от всего
состарившегося, от мертвой природы, освобождая место новым силам.
Верили в
судьбу
, которая даруется свыше богами, но при этом считали, что судьба
может меняться по воле доброго или не доброго случая. Судьбу можно было перехитрить, а можно
было договориться с высшими силами, принеся им жертву.
Историк культуры А.П. Забияко пишет: «…. Мифологическое сознание славян не
исключало, что при определенных обстоятельствах возможно свидание человека со своей
Долей
или
Недолей
. Сойдясь с ними лицом к лицу, сметливый молодец найдет слова, чтобы устыдить
нерадивую Долю, отыщет способ перехитрить Недолю – сказки хранят такие сюжеты»
7
.
Смерть
понимались как переход из мира живых в мир мертвых. Оба мира связаны
между собой. Мёртвые сородичи охраняли землю и помогали взращивать урожай. Живые, в свою
очередь, заботились о мертвых, что нашло отражение в развитом культе почитания предков.
Картина мира
язычников-славян
нашла воплощение
в магических орнаментах
вышивки на одежде, головных уборах и полотенцах; деревянной резьбе, которую делали на домах,
домашней утвари и посуде, а так же символах, нанесенных на ювелирные украшения.
Магический
орнамент – это способ вписаться в мировую гармонию, сохранить мир и тем самым защитить
от злых духов себя и своих родных.
В одежде охранительным узором покрывались ворот, обшлага
рукавов, подол, разрезы, через которые губительные силы могли проникнуть к человеку. Сама ткань
считалась уже заколдованной во время ее изготовления, так как трепало, прялка, ткацкий стан были
обильно снабжены магическим орнаментом.
7 Цит. по:Берёзовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры:Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.,2002. С.46.