Стр. 22 - 2

Упрощенная HTML-версия

22
с другой стороны, деспотическая власть подрывала активную жизнедеятельность, сковывала
творческие силы населения страны.
На формирование архетипа влияли
социальные связи
в обществе. В Киевской Руси
господствовал
общинно-демократический тип
социальных связей, которому соответствовал
соборно-нравственный тип культуры. Но в период раздробленности и монголо-татарского ига
установился
министериально-подданический тип
социальных связей, при которых слуга
находился в прямой и безусловной зависимости от господина. Поведение человека стало
оцениваться в соответствии с его местом в социальной иерархии. Сложилась и особая холопская
психология и нравственность, безответственно-пренебрежительная по отношению к своим
подданным и рабски-уничижительная по отношению к своему господину.
Русское общество формировалось как
социоцентричное
. Человек в нём был поглощен
социумом, не осознавал себя личностью, что вызывало стремление «быть как все», развивало
чувство конформизма (приспособленчества, беспринципности).
Анализ разнообразных факторов показывает неоднозначность и противоречивость каждого
из них в их влиянии на формирование и развитие культуры. Это объясняет противоречивость,
двойственность русской культуры –
бинарность
. В ней присутствует
чрезвычайный диапазон
крайностей:
и вековое терпение – и безоглядность бунта; и бытовая жестокость – и широта души; и
исторический оптимизм – и любовь к страданию. «Двоящийся лик России» проявляется в соседстве
культуры мирового уровня с дикостью и невежеством в быту, высокой степени бюрократизации
государства с анархической вольницей, национального самомнения с мессианством. По мнению
Г.П. Федотова, размах нравственных ориентиров в русской культуре не просто велик, но
катастрофически противоположен: «либо икона, либо топор». Середины между полюсами нет. Суть
культуры составляет взаимоотношение полярных элементов и готовность двигаться то в одну, то в
другую сторону, борьба между центростремительными (созидающими) и центробежными
(разлагающими) тенденциями.
Российский тип культуры
плохо подготовлен к диалогу культур
, т.к. труден для понимания и
плохо приспособлен для адекватного восприятия других культур. Раскачивание культуры между
некими противоположными полюсами неизбежно ведет к
дискретности, прерывности развития
.
Периоды прорывов в истории сочетаются с длительными периодами застоя: то культурная
концентрация, то культурный регресс. В то же время, готовность, привычность к рывку,
катастрофе говорит о
гибкости культуры
, её умении приспосабливаться и выживать. Но в целом,
как уже было сказано выше, для русской культуры характерен
катастрофический характер
развития
.
ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
ПОНЯТИЕ «ЯЗЫЧЕСТВО»
Термин
«язычество»
пришел в нашу речь из библии и происходит от церковно-
славянского слова «язык». В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы,
вкладывая в это слово отрицательную оценку этих народов и совокупности их религиозных
верований, обычаев, морали, культуры. От иудеев термин «язычество» перешел в христианский
лексикон. Но теперь он не подразумевает под собой что-либо связанное с нацией или расой.
Слово «язычество» в наше время обозначает нетеистические
6
религии, а именно
политеизм –
многобожие
. Теистические религии, в отличие от многобожия, исходят из понимания
Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его, действующей в
нем. В этих чертах угадываются такие мировые религии как христианство и ислам. Если для
6 От греческого слова Theos – Бог.