Стр. 21 - 2

Упрощенная HTML-версия

21
христианство позволяло осознать наличие особого человеческого мира культуры. Хотя при этом
сфера культуры сливалась с религиозным культом. Все виды искусства были подчинены
установленным церковью ритуально-обрядовым, текстологическим и иконографическим канонам. За
короткое время после принятия христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета,
особенно при Ярославе Мудром. Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Возникло
множество других культурных центров. Но в то же время церковь тормозила развитие светской
культуры, научных знаний, народного творчества.
Православие повлияло на формирование русского архетипа. В нём земное существование
человека рассматривалось как эпизод на пороге вечной жизни и не представляло самоценности.
Основная задача жизни человека – подготовка к смерти, которая представлялась как начало
вечности.
Смысл земного существования
– духовное стремление к смирению и благочестию,
ощущение собственной греховности и аскетизм. Отсюда в народном сознании закреплялось
пренебрежение к земным благам, отношение к труду как способу самоуничижения и
самодисциплины, но не как к средству созидания.
Социолог М. Вебер, в исследовании «Протестантская этика и дух капитализма» выявил
взаимосвязь экономических успехов стран Запада с распространенной там протестантской этикой.
Протестантский идеал христианства учит: «молись и работай» и через работу обретёшь спасение
души. Однако православная Русь восприняла в христианстве другой аспект:
стремление следовать
за Христом в его унижениях и страданиях
. Первые русские святые князья Борис и Глеб, убитые
своим братом, не совершают с точки зрения обыденного сознания никаких героических подвигов.
Они были канонизированы за вольное, жертвенное страдание, непротивление злу. Как отмечал
Федотов, «Бедность, простота, унижение, страдание – вот основной тип русского святого, который
мы узнаем впоследствии в истории русской интеллигенции»
5
.
В православии слабее, чем в западном христианстве выражена идея прогресса.
Во
времена Киевской Руси это ещё не имело большого значения. Но по мере ускорения темпов развития
в европейских странах, ориентация православия на другие ценности стала заметной. Европейская
установка на преобразующую деятельность была достаточно сильна на первых этапах истории Руси,
но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на
духовные преобразования, на самосовершенствование в смысле приближения к христианскому
идеалу. Это
способствовало развитию духовности
, но не стимулировало экономическое и
политическое развитие. Русская культура отличается
идеократизмом
, в ней духовное начало всегда
превалировало над материальным.
Особенности культуры зависят во многом от
типа хозяйственной деятельности
народа.
На начальном этапе формирования русской культуры наши предки занимались земледелием,
скотоводством и промыслами. С ХVI в. главным занятием стало земледелие. В условиях тяжелого
труда при сложных природно-климатических обстоятельствах сложились характерные черты
крестьянского быта: жизнь «миром», уравнительный идеал владения, растворение личности в
коллективе.
Своеобразие культуры определяется и
социально-политическим строем
. При
укрепившемся на Руси восточно-деспотическом характере власти царь воспринимался как святой,
как представитель Бога на земле. Его воля – высшая истина. Государство и право существовали лишь
в силу царской воли, т.е. не имели самостоятельного значения. Народ служил царю, но не
государству, презирал законы. В этом заключаются истоки
правового нигилизма
, свойственного
русскому менталитету. Государственный строй воспитывал терпение, самоотвержение, дисциплину
народа, что было чрезвычайно важно в нашей непростой истории, особенно в военные периоды. Но,
5
Федотов Г. «Судьба нашей духовной культуры» //Диалог. 1991. №18 .С.41.