Стр. 20 - 2

Упрощенная HTML-версия

20
«Россия – мировой цивилизации водоворот». Это придаёт нашей культуре
маргинальный характер
,
а также привносит
вариативность
, т.е. создаёт ситуацию выбора исторического пути. Русская
культура имеет достаточно сил, чтобы творчески усваивать и перерабатывать в национальном духе
всё привнесённое, сохранять свою самобытность и использовать прогрессивный мировой опыт для
дальнейшего развития.
Маргинальное состояние, то есть неопределенность, вело к попытке оценивать себя как
культуру со своей неповторимой исторической судьбой, - миссией.
Мессианство
стало
характерной чертой русской культуры
.
Вера в особую миссию влекла культуру к грандиозным
формам самовыражения,
монументализму
. Примерами могут служить величественные многоглавые
храмы Древней Руси или громадные проекты и стройки эпохи социализма. Так, в 30-е годы был
создан специальный научный институт для детальной проработки проекта Дворца Советов, который
собирались воздвигнуть на месте взорванного храма Христа Спасителя. Это должна была быть
колоссальная ступенчатая башня высотой 400 метров, богато декорированная колонами и статуями, с
почти сто метровой фигурой Ленина наверху – настоящий гимн сталинскому социализму, которому,
однако, так и не довелось прозвучать. Через 20 лет работы институт был закрыт Н.С.Хрущевым, как
и проект в целом.
Значительное влияние на формирование русской культуры оказал
конфессиональный
фактор
. В 988 году языческая Русь приняла крещение от Византии, которая была в расцвете своего
государственного могущества.
Православие
рассматривалось византийскими императорами как
духовная опора государства. И киевские князья, не имея под рукой мощного военно-
бюрократического аппарата или других инструментов централизации, для укрепления своей власти
охотно использовали институт церкви. В результате государство взяло на себя церковные задачи, а
церковь, став орудием централизации государства, занялась созданием идейных основ
самодержавия. Установилась
тесная связь церкви и государства, причём зачастую в ущерб
духовно-нравственным функциям института церкви. С обществом православие было связано в
меньшей степени, что объясняет большое количество атеистов-интеллигентов, появившихся
в результате усиления светских начал в культуре ХVШ века.
Более того, от Византии мы быстро
усвоили и даже развили внешнюю, эстетическую,
обрядовую сторону православия
, не вникая в тонкости философии христианства. Были достигнуты
большие высоты в архитектуре и иконописи, но даже у священников часто не было глубокого
понимания всех церковных догматов. Крещение Руси проводилось «сверху», часто с применением
насилия. Сторонники язычества оказывали сопротивление, так как старая вера была ещё очень
сильна, особенно среди простого народа. Христианство на Руси так и не одержало полной победы
над языческим сознанием, и было вынуждено приспосабливаться к нему. Сложилась
ситуация
двоеверия
, при котором элементы язычества переплелись с элементами христианства. В результате,
преследовавшееся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон. В культе
«святых мест» и «явленных» икон проглядывают следы языческого почитания объектов природы.
Уступкой многобожию стал культ святых, принявших функции богов-покровителей. Так, образ Ильи
Пророка слился с образом Перуна-громовержца, а святые Модест, Власий, Георгий стали
покровителями скота вместо бога Велеса. Христианские праздники приурочивались к праздникам
языческого аграрного календаря. Таким образом, под влиянием местных традиций христианство
существенно трансформировалось и приняло формальный, невежественный, синтезированный с
языческой мистикой и практикой характер. Философ Н.Бердяев назвал это «православием без
христианства».
Новая вера в целом оказала прогрессивное влияние на мировоззрение народных масс,
содействовала государственному единству всех русских земель и укреплению международного
авторитета, привела к расширению культурных связей Руси и приобщению её к культуре
христианского мира. Церковь способствовала развитию русской культуры: письменности, грамоты,
книжности, культовому зодчеству, иконописанию, духовному песнопению. Она повлияла на
улучшение нравственности в русском обществе: боролась против многоженства, покупки жён,
жестокости по отношению к жёнам и детям, грубых форм рабства, ритуальных убийств и
человеческих жертвоприношений. Если язычество не выделяло человека из мира природы, то