19
восточная часть Европы или западная «белая» Азия? Даже наш герб отражает данную антиномию:
одна голова орла смотрит на Запад, другая – на Восток.
Ещё до образования государства восточнославянские племена имели
широкие внешние
экономические и культурные связи
, т.к. через их территорию пролегали важные торговые пути,
соединявшие Запад и Восток. Так, большое культурное значение для славян в УП – 1Х вв. имели
связи
с греческими колониями
в Причерноморье (Боспорское государство), владевшими
высокоразвитой античной культурой.
Под влиянием греческой культуры развивалась Армения и Колхида (Западная Грузия). Рим
оказал влиянии на Иберийское царство (Восточная Грузия), а Китай – на Среднюю Азию. Все эти
области, в свою очередь, имели связи со славянами. На севере славянские племена встретились в 1Х
в. с воинственными
дружинами скандинавско-норманского происхождения
(славяне называли их
«варягами», т.е. купцами), которые проникали в глубь страны, заводили торговлю, а затем оседали
там и ассимилировались с местным населением, привнося свою культуру.
Обоюдным и равноправным было культурное взаимодействие Руси со странами
Центральной и
Западной Европы
в домонгольский период, когда Русь не уступала в своем культурном развитии
большинству стран Европы. Особенно большое положительное значение для Руси имело
византийское влияние. Русско-византийские культурные связи установились в результате походов
Руси на Византию в 1Х-Х вв., которые ввели Древнерусское государство в круг передовых
западноевропейских государств. Наиболее интенсивными их отношения были в период с конца Х в.
до середины ХП века. Значительное воздействие византийской культуры испытывали верхние слои
общества, которые пользовались ввозимыми предметами роскоши: золотыми и серебряными
изделиями и украшениями, ценными шелковыми и бархатными тканями, жемчугом, бисером,
бусами, сафьяном, а также оружием. Но особенно сильно византийское влияние проявилось в
области церковной идеологии, канонического права, культового искусства. Одним из важнейших
итогов русско-византийских отношений было принятие Русью христианства в 988 г. в качестве
государственной религии.
Усиление восточного элемента в культуре часто связывают с
воздействием монголо-
татарского ига
. В русский язык вошло множество восточных слов: магазин, чердак, сарай, собака,
базар, тариф, тара и т.д. Русской знатью были заимствованы некоторые монгольские обычаи.
Например, соколиная охота, охота с гончими, приёмы ведения боя. У царей появился обычай
выбирать невесту среди самых красивых девушек страны, а также стремление к созданию
разветвлённой дворцовой службы.
Большинство исследователей в целом крайне негативно оценивают характер этого воздействия.
Они отмечают, что монголы угоняли в рабство искусных мастеров, беспощадно грабили и убивали
русских. Упал уровень ремесленного производства – основы материальной культуры. Были забыты
многие технические приёмы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. Из 74 городов XII
─ XIII веков, исследованных археологами, 49 были разорены. Погибло огромное количество
памятников зодчества, живописи, письменности. Резко упал уровень грамотности. На протяжении
250 лет своего господства ордынцы периодически устраивали карательные экспедиции по русской
земле. Но гораздо большие последствия имело утверждение холопской психологии как в народе, так
и среди князей. Типичный раб, унижаясь, сам мечтает унижать. Так и русские князья: в погоне за
ярлыком на великое княжение безмерно унижались и угодничали в ставке ханов, но в общении со
своими подданными превращались в жестоких деспотов. И народ утратил былую гордость, став
безъинициативным и бесчувственным к любым унижениям и обидам. Пришло в упадок народное
самоуправление в городах – смолкли вечевые колокола. Произошло общее огрубление и
ужесточение нравов, заметно снизилась правовая культура, возрос уровень преступности. Если
ранее для регулирования правонарушений было достаточно денежных штрафов, то теперь вводились
телесные наказания, пытки, клеймение воров и смертная казнь – типичные для культуры монголов.
Взаимодействие с другими народами и культурами продолжалось и в последующие времена,
особенно ярко в ХVШ в. (европеизация русской культуры) и в конце ХХ в. (влияние американо-
европейской культуры). Наша культура относится к числу открытых культур, легко
воспринимающих влияния извне, хотя они не всегда идут нам на пользу. По выражению Н.Бердяева,