224
И. Горин
(Офштейн) (
«Забыть Герострата»
1972 г.,
«Тот самый Мюнхгаузен»
),
А. М. Володин
(Лифшиц) (
«Осенний марафон»
1979 г.).
Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои
произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху
«перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до
читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался «самиздат». В 1978 г. группа
писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В
сборнике принимали участие
В. Аксенов
,
А. Битов
,
Ф. Искандер
,
В. Ерофеев
. Расплатой для
большинства из них стал многолетний запрет на публикации в СССР.
В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения
Александра
Исаевича Солженицына.
В 70-е из под его пера выходит рассказ
«Матренин двор»
, романы
«В
круге первом»
,
«Раковый корпус»
,
«Архипелаг ГУЛАГ»
. После памятной публикации в «Новом
мире», дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать
больше не издавала Солженицына. Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно
раздражает советское руководство. В 1969 г. его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в
1970 г. Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ»
приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны.
Уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту
Иосифу Александровичу
Бродскому
(1940-1996). В его стихах не было никаких политических мотивов, тем не менее
творчество Бродского и сама его личность раздражали официальные круги не меньше, чем
Солженицын. Причина этого была в исключительной оригинальности его поэзии, «эстетической
независимости», непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства. В
прессе была организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» опубликовала фельетон
«Окололитературный трутень», после которого Бродский был арестован и осужден на пять лет
ссылки «за тунеядство» (1964 г.) Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А. А.
Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.). Из ссылки
Бродскому разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не могла. В 1972 г. Бродский
эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 г., он получал уже как
гражданин Соединенных Штатов.
Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции.
Помимо названных из страны пришлось уехать писателям В. Аксенову («Остров Крым» 1981 г., «В
поисках грустного беби» 1986 г.), В. Войновичу («Жизнь и необычайные приключения солдата
Ивана Чонкина»), поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке Ю.
Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э. И. Неизвестному. Творчество «второй волны»
эмиграции продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской
революции, составив особую ее страницу.
Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных
запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-
х художников-авангардистов (
«бульдозерная выставка»
), но уже в конце сентября, видя, что
событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести
другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья
соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового
советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное
копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел
Александр Шилов
−
художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».
В классической музыке в рассматриваемый период особенно выделяется творчество
Г.
В. Свиридова
(сюита
«Время - вперед!»
1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина
«
Метель»
1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер,
симфоний был
Р. К. Щедрин
(балет
«Анна Каренина»
1972 г., опера
«Мертвые души»
1977 г.).
Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру
А. Г. Шнитке
.