225
Огромную роль в культурной жизни советского человека начинает играть эстрадная
музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая
воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» −
вокально-инструментальных ансамблей («
Самоцветы»
,
«Песняры»
,
«Машина времени»
и др.).
Всей стране были известны имена популярных исполнителей
Софии Ротару
,
Валерия Леонтьева
и
др. Семидесятые годы − время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой
звезды
Аллы Пугачевой
.
Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи.
Широкое распространение магнитофонов предопределило
повсеместное распространение
бардовской песни
(В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу
официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на
Таганке
В. С. Высоцкого
. Лучшие из них это своеобразные маленькие драмы: жанровые картинки;
монологи, произносимые от лица некой вымышленной маски (алкоголика, средневекового рыцаря,
альпиниста и даже самолета-истребителя); размышления самого автора о жизни и времени. Они все
вместе дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая «уличная» манера исполнения,
почти разговорная и в то же время музыкальная сочеталась у Высоцкого с неожиданной
философичностью содержания.
В развитии отечественного кинематографа эпохальным явлением стала монументальная
картина
Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир»
(1965-1967 гг.). Снимаются комедии. В
1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина
Л. И. Гайдая «Операция Ы»
,
гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами.
Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей
(
«Кавказская пленница»
1967 г.,
«Бриллиантовая рука»
1969 г.,
«Иван Васильевич меняет
профессию»
1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает
Э. А. Рязанов
, многие из
них, в том числе
«Ирония судьбы или С легким паром»
(1976 г.), не теряют популярности и по сей
день. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями
которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной жизни:
«Осенний марафон» Г. Н. Данелии
,
«Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова
,
«Москва слезам не верит»
В. В. Меньшов
. Создаются остросюжетные картины:
«Семнадцать мгновений весны»
(реж.
Т. М.
Лиознова
),
«Место встречи изменить нельзя»
(реж.
С. С. Говорухин
),
«Белое солнце пустыни»
(реж.
В. Я. Мотыль
),
«Приключения Шерлока Холмса
»(реж.
И. Ф. Масленников
). Однако не все
фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю
многие работы
А. А. Тарковского
, например, знаменитый
«Сталкер»
.
В 70-е гг. выделились два пласта в художественной культуре -
официальный и
неофициальный
, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная
им.
И тот, и другой пласты включали как высокохудожественные образцы, так и слабые
произведения.
В «самиздате» ходили не только произведения Бродского и Набокова, но и
низкопробные детективы. И наоборот, официальная культура не исчерпывалась только
произведениями с ярко выраженной идеологической направленностью. Узкие рамки официально
дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей.
Избавление общества от страха, охватившего общество во время культа личности, и появление
технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры.
Своеобразным феноменом неофициальной культуры стали «кухонные» диспуты московской
интеллигенции, а также возобновление споров западников и славянофилов.
Подводя итоги, отметим, что культура советского периода − это и «официально»
признанная культура, и культура, находившаяся как бы «в тени», это культура диссидентства и
культура русского зарубежья. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по
сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом.