223
физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического
пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в
интенсификации производства привело к тому, что все
блестящие достижения научной и
инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве
. Слабо
развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по
разработке компьютерной техники.
Брежневские «заморозки» или застой – время реанимации тоталитаризма. Опять
культура была поставлена под тотальный контроль. Снова закрывались и уничтожались храмы. В
отдельных случаях они просто использовались не по назначению. Например, в качестве сельского
клуба. Снова был ужесточён запрет на знакомство читателей с отдельными шедеврами
отечественной и зарубежной литературы. В каждом крупном учреждении культуры существовали
специальные, закрытые для простых смертных хранилища – спецхраны. Ожесточилась борьба с
инакомыслием. Поэтому увеличилось количество диссидентов. За неверные убеждения не только
сажали, но и подвергали принудительному лечению в психбольницах. Всё больше деятелей
культуры выдворялось за рубеж. Осуществлялось это с помощью разного рода компаний: против
«утративших классовое чутьё», против «формалистических вывертов» и т.п.
В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение на официальную культуру и культуру
«подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством
культуры быть не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский
народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не
было нужды устраивать громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в
30-40-х г. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю.
Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров как правило оказывались в
пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно
было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара
спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу
и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на
себе давление так называемых «художественных советов», решавших, что может быть нужно и
понятно советскому зрителю, а что нет.
Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у
государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом
пользовались
Ю. В. Трифонов
, автор повестей
«Обмен»
(1969 г.),
«Предварительные итоги»
(1970
г.), «
Другая жизнь»
(1975 г.);
В. Г. Распутин
«Деньги для Марии»
(1967 г.),
«Живи и помни»
(1974
г.),
«Прощание с Матерой»
(1976 г.);
В. И. Белов «Привычное дело»
(1966 г.);
В. П. Астафьев
«Царь-рыба»
(1976 г.). Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова −
город, а герой − обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится
решать сложные этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно
писателями-
деревенщиками
. В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни.
Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой.
Особое значение в культуре 60-70-х годов имело творчество
Василия Макаровича Шукшина
(1929-
1974), − писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение
образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого
давало возможность читателю, зрителю по новому взглянуть на окружающую действительность
(Сборники рассказов
«Там, вдали»
1968 г.,
«Характеры»
1973 г., фильмы
«Живет такой парень»
1964 г.,
«Печки-лавочки»
1973 г.,
«Калина красная
»1973 г.).
Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается
К. М. Симонов
, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят
вторая и третья части:
«Солдатами не рождаются»
(1964 г.) и
«Последнее лето
»(1970 г.).
Значителен вклад в литературу о войне
Ю. В. Бондарева
(
«Горячий снег»
1969 г.),
Б. Л. Васильева
(повесть
«А зори здесь тихие»
1969 г.).
В драматургии эти годы отмечены появлением новых имён талантливых советских
авторов таких как
А. В. Вампилов
(
«Утиная охота»
1970 г.),
В. С. Розов
(
«Ситуация»
1973 г.),
Г.