Стр. 222 - 2

Упрощенная HTML-версия

222
Развивается театральное искусство. Создаются новые театральные коллективы. Среди
возникших в период «оттепели» новых театров следует отметить основанный в 1957 г.
«Современник»
(глав. реж. О. Н. Ефремов) и
Театр драмы и комедии на Таганке
(1964 г., глав. реж.
Ю. П. Любимов, с 1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).
В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение
в творчестве многих режиссеров:
М. К. Калатозов
(по пьесе В. С. Розова
«Летят журавли»"
1957
г.),
Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате»
1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам
молодежи (
М. М. Хуциев «Застава Ильича»
1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде
«Я
шагаю по Москве»
(реж.
Г. Н. Данелия
1964 г.).
КУЛЬТУРА В ГОДЫ ЗАСТОЯ
Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь
в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советская культура
при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя
сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период
относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные
показатели, но яркого и нового было создано немного.
Важнейшим достижением советской школы в этот период был
переход к всеобщему
среднему образованию
, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи
вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ,
техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было
предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного
среднего десятилетнего образования.
Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных
программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса.
Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к
занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших
проблем вели
учителя-новаторы
, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в
учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А.
Амонашвили). Однако массовое использование разработанных ими передовых методик, большая
часть которых имела исключительно авторский, индивидуальный характер, было почти невозможно.
Требовалась существенная перестройка всей педагогической системы. В 1984 г. была начата
реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени была
свернута.
В годы «застоя»
растут количественные показатели в высшем образовании
:
увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит
компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и
областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.
Как ни парадоксально, введение всеобщего среднего образования и расширение системы
высшего имело и свои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в
исполнителях квалифицированного физического труда. В то же время школа ориентировала
выпускников на поступление в вузы. Вчерашний школьник, потративший десять лет на получение
полного среднего образования мечтал о поступлении институт или университет, перспектива
трудоустройства в качестве простого рабочего казалась ему непривлекательной. В результате
наметилось
перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке
квалифицированных рабочих кадров
. Следствием этого явилось падение престижа высшего
образования − инженер на предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим
специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности.
Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере
фундаментальных исследований
: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские