221
Андромеды»
1957 г.,
«Лезвие бритвы»
1963 г.) и братьев
А. Н.
и
Б. Н. Стругацких
(
«Понедельник
начинается в субботу»
1965 г., «
Трудно быть богом»
1966 г.,
«Пикник на обочине»
1972 г.).
В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически
возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует
обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой,
которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих
произведениях
Ю. В. Бондарев
(роман
«Батальоны просят огня»
1957 г.),
К. М. Симонов
(роман-
трилогия
«Живые и мертвые»
1959 - 1971 гг.)
Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В
1955 г. вышел первый номер журнала
«Юность»
. Среди журналов выделяется
«Новый мир»
,
который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую
популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С.
Хрущева была опубликована повесть
А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
, в
которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.
Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы
сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по
прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих
известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Жестокой травле
подвергся
Борис Леонидович Пастернак
(1890-1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его
жизни − роман
«Доктор Живаго»
, над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву
романа составила жизнь главного героя − Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской
истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, − писал Пастернак в письме к В. Т.
Шаламову, − исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И
все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по
литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В
прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности,
презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР.
В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды.
Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя: 30 мая 1960 года его не стало.
В 50-е гг. возник
«самиздат»
− так назывались машинописные журналы, создававшиеся
в домашних условиях. В этих машинописных журналах, минуя цензуру, печатали свои произведения
молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Одним из
таких журналов являлся журнал «Синтаксис». Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А.
Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В.
Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей.
Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции
оппозиционного советскому государству
движения диссидентов
.
Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется
художниками реализм. Шестидесятые годы − время становления так называемого
«сурового стиля»
в советской живописи. В полотнах
Д. Д. Жилинского
(
«Молодые скульпторы»
1964 г.),
В. Е.
Попкова
(
«Строители Братской ГЭС»
1961 г.),
Г. М. Коржнева
(триптих
«Коммунисты»
1960 г.)
реальность предстает без обычной в 40-50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности.
Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С.
Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура
вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были
лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну,
например, скульптор Э. И. Неизвестный.
Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой
Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы
на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор
Е. В. Вучетич
), мемориал на Пискаревском
кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.