213
«Помоги»
1921 г. Много сил политическому плакату отдал
В. В. Маяковский
, показавший себя не
только гениальным поэтом, но и талантливым художником. Вместе с другими художниками (в т. ч.
Моором) Маяковский изготавливал
«Окна сатиры РОСТА»
(Российского телеграфного агентства).
В «Окнах РОСТА» в виде графических рисунков, тиражируемых через трафарет, и стихотворного
сатирического текста до широких масс доносилась самая оперативная информация о положении на
фронтах, велась революционная агитация.
На развитие скульптуры колоссальное влияние оказал
ленинский план
монументальной пропаганды, принятый в 1918 г.
В соответствии с этим планом по всей стране
должны были устанавливаться памятники, пропагандирующие новые революционные ценности. Для
работы были привлечены видные скульпторы:
Н. А. Андреев
(ставший впоследствии создателем
скульптурной ленинианы),
А. Т. Матвеев
,
В. И. Мухина
. Выдающимся советским скульптором был
И. Д. Шадр
. В начале 20-х гг. им были созданы обобщенные образы-типажи людей новой советской
эпохи:
«Крестьянин»
,
«Сеятель»
,
«Рабочий»
,
«Красноармеец»
.
В архитектуре 20-х годов господствующим стилем стал
конструктивизм
. На Западе
принципы конструктивизма были разработаны известным архитектором
Ле Корбюзье
.
Конструктивисты старались использовать новые технические возможности для создания простых,
логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций. Примером
архитектуры советского конструктивизма могут служить проекты
братьев Весниных
. Наиболее
грандиозный из них -
Дворец труда, который
так и не был воплощен в жизнь, но оказал
значительное влияние на развитие отечественного зодчества.
20-е годы оказались плодотворными для отечественного театрального искусства. Наряду
с традиционным театром, в котором продолжали работу актеры старшего поколения: М. Н.
Ермолова, А. М. Южин, А. А. Остужев, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, возникает новый
революционный театр, проникнутый духом новаторства и творческого поиска. Поиски новых форм
сценической выразительности характерны для театра, работавшего под руководством
В. Э.
Мейерхольда
(ныне театр им. Мейерхольда). На сцене этого театра были поставлены пьесы В.
Маяковского «
Мистерия-буфф»
(1921 г.), «
Клоп»
(1929 г.) и др. Постановкам Мейерхольда
свойственна
зрелищность, публицистическая заостренность
. Крупный вклад в развитие театра
был сделан режиссером 3-й студии МХАТ
Е. Б. Вахтанговым
, организатором и руководителем
Камерного театра, реформатором сценического искусства
А. Я. Таировым
.
Одним из самых важных и интересных явлений в истории культуры 20-х гг. было начало
развития советского кинематографа. Ленин высоко оценивал пропагандистские возможности
киноискуства: «Важнейшим из искусств для нас является кино», - писал он. Развивается
кинодокументалистика, ставшая одним из самых эффективных инструментов идеологической
борьбы
и агитации наряду с плакатом. Важной вехой в развитии художественного игрового кино
стал фильм
Сергея Михайловича Эйзенштейна
(1898 - 1948)
«Броненосец Потемкин»
(1925 г.),
вошедший в число мировых шедевров.
КУЛЬТУРА В ЭПОХУ СТАЛИНСКОГО ТОТАЛИТАРИЗМА
К концу двадцатых набирает обороты сталинский
тоталитаризм
, который нашёл
художественное отражение в «Котловане» Платонова и «Поднятой целине» Шолохова.
Тридцатые-
сороковые
– время упрочения командно-административной системы, основы тоталитаризма, а также
жестокого преследования всякого инакомыслия. Механизм тоталитаризма беспощадно перемалывал
судьбы самых незаурядных и бескомпромиссных деятелей культуры.
«Культурная революция»
понималась в те годы как важная составная часть процесса коллективизации и
индустриализации.
Она предполагала
создание нового человека – винтика в громадном
механизме тоталитарной системы
. Для этого
массы
− именно так называли людей в то время −