Стр. 214 - 2

Упрощенная HTML-версия

214
должны были обладать элементарными знаниями и навыками. А культура, дающая привилегию
думать, осознавать, рассуждать и свободно творить в данном контексте была бесполезна и даже
опасна.
Командно-административная
система
требует
от
человека
только
исполнительность, а не творчество.
Поэтому ставилась задача
лишь элементарного
окультуривания
: массовой подготовки производственных кадров, ликвидации безграмотности и
обязательного школьного образования. При этом
система образования была поставлена под
тотальный идеологический контроль, который должен был обеспечивать полную лояльность
по отношению к власти.
Развитие культуры в эпоху сталинского тоталитаризма
не подаётся однозначной
оценке
. С одной стороны, в эти годы
культуре был нанесен большой урон
: многие видные писатели,
художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Все труднее было пробиться к
зрителю, читателю, слушателю тем деятелям культуры, которые не уехали, но так и не смогли найти
общего языка с установившейся властью. Разрушались памятники архитектуры: только в 30-е гг. в
Москве были уничтожены Сухарева башня, Храм Христа Спасителя, Чудов монастырь в Кремле,
Красные ворота и сотни безвестных городских и сельских церквушек, многие из которых
представляли историческую и художественную ценность.
Вместе с тем, в отдельных областях культурного развития были
достигнуты
значительные успехи
. К таковым можно отнести
сферу образования
. Планомерные усилия
советского государства привели к тому, что доля грамотного населения в России неуклонно росла.
К
1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89 процентов.
С 1930/31 учебного года
вводилось обязательное начальное образование. Кроме того, к тридцатым годам
советская школа
постепенно отошла от многих не оправдавших себя революционных нововведений
: была
восстановлена классно-урочная система, в расписание были возвращены предметы, прежде
исключенные из программы как «буржуазные», например, история, всеобщая и отечественная. С
начала 30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкой инженерно-
технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. был создан Всесоюзный
комитет по делам высшего образования.
В годы Великой Отечественной войны сфера образования перенесла большие потери:
были разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки,
музеи. Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало
восстановление сферы образования. Из бюджета на образование выделялись большие средства
(больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 г. и 3,8 млрд. руб. в 1946 г.) К делу восстановления
школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий
было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить
и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего
семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку
преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или
подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах.
Сложными оказались годы тоталитаризма для
отечественной науки
. В СССР
разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-
исследовательские институты: в 1934 г.
С. И. Вавилов
основал Физический институт АН им. П. Н.
Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве
П. Л. Капица
создает
Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог
И. П. Павлов
, селекционер
И. В. Мичурин
. Результатом работы советских ученых были
многочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Возрождается
историческая наука и возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создается
научно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работают выдающиеся
советские историки: академик
Б. Д. Греков
- автор трудов по истории средневековой России
(
«Киевская Русь»
,
«Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVIII в.»
и др.); академик
Е. В.
Тарле
- знаток новой истории стран Европы и прежде всего Наполеоновской Франции (
«Рабочий
класс во Франции в эпоху революции»
,
«Наполеон»
и др.).