Стр. 212 - 2

Упрощенная HTML-версия

212
черты нарождающегося советского тоталитаризма, подчеркивается его антигуманистическая
сущность. В русле модернизма написан роман
Б. Пильняка
(Б. А. Вогау)
«Голый год»
(1923 г.).
Сатирическая литература 20-х гг. была представлена рассказами
М. Зощенко
, романами
соавторов
И. Ильфа
(И. А. Файнзильберга) и
Е. Петрова
(Е. П. Катаева)
«Двенадцать стульев»
(1928 г.) и
«Золотой теленок»
(1931 г.) и др.
В 20-е гг. переживает
период расцвета русское изобразительное искусство
.
Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы,
должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый
импульс. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера
которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время.
Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая массовая
организация в советском искусстве 20-х гг. – «Ассоциация художников революционной России»
(
АХРР
), возникшая на основе Товарищества Передвижников, «Союза русских художников» и т.п.
Художники АХРР выступали
против лозунга серебряного века «искусство для искусства»
,
боролись с левыми направлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том, чтобы
запечатлеть жизнь революционной России
. Среди членов АХРР было много талантливых
художников. Основоположником советского пейзажа считают
А. А. Рылова
, в искусстве которого
реализм имеет ощутимый романтический оттенок. Широкую известность получила его картина «
В
голубом просторе»
(1918 г.), изображающая яркое солнечное утро, сияющее холодной синевой
море, парусник вдалеке и летящих лебедей на первом плане. Мастером пейзажа был
К. Ф. Юон
,
живописец, график и театральный художник, творческая манера которого сочетала в себе черты
импрессионизма с традициями русского реализма (
«Купола и ласточки. Успенский собор Троице-
Сергиева монастыря»
1921 г., «
Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2 (15) октября
1917 года»
1926 г.).
Большое место в творчестве художников АХРР занимала
историко-революционная
тематика
. Создателем живописной
«Ленинианы»
был
И. И. Бродский
. Вне зависимости от
идеологических установок некоторые работы Бродского имеют несомненную художественную
ценность, например,
«В. И. Ленин в Смольном»
1930 г.. Творчество Бродского воплощает
официальное направление в советском искусстве. Основоположником советской батальной
живописи стал
М. Б. Греков
, автор произведений «
Тачанка»
1925 г.,
«Трубачи Первой Конармии»
1934 г.).
В 1924 г. из числа бывших членов объединений
«Голубая роза»
и
«Мир искусства»
сложилась творческая группа
«4 искусства»
, в которую наряду с живописцами и графиками входили
архитекторы и скульпторы. Членом этой группы был замечательный живописец
К. С. Петров-
Водкин
. Увлечение этого художника живописью раннего Возрождения и древнерусской иконописью
оказало сильное влияние на его собственную живописную манеру, для которой характерны
эксперементы с перспективой − он использовал обычную в древнерусских иконах так называемую
«обратную» перспективу − и смелые колористические решения, например в таких работах как
«
Купание красного коня»
1912 г.,
«Смерть комиссара»
1928 г.). Влияние образа Богоматери
чувствуется в полотнах, посвященных теме материнства : «
Мать»
1915 г., «
1918 год в Петрограде»
1920 г.).
В 1925 г. в Москве выпускники ВХУТЕМАСа организовали
«Общество
станковистов»
(
ОСТ
). Его члены выступали
против беспредметного искусства, не принимая в
то же время и традиционного реализма АХРРовцев
. И тем и другим они противопоставляли
«обновленный» реализм
, выразительные средства которого были близки импрессионизму,
напоминая в то же время плакатную или монументальную живопись. Наиболее ярким
представителем ОСТа был
А. А. Дейнека
, автор полотна «
Оборона Петрограда»
1928 г.).
В годы гражданской войны, иностранной интервенции и последующего восстановления
страны большую популярность в качестве орудия идеологической борьбы приобрел плакат.
Лаконичная плакатная графика позволяла вести агитацию в форме, доступной для понимания даже
неграмотному человеку. Замечательным советским графиком был
Д. С. Моор
(Орлов). Ему
принадлежат поразительные по силе воздействия плакаты:
«Ты записался добровольцем?»
1920 г. и