Стр. 208 - 2

Упрощенная HTML-версия

208
советское правительство берут под контроль развитие системы образования.
В конце 1917– начале
1918 г. были приняты декреты об
отделении церкви от государства и школы от церкви
.
Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на
Государственную комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским.
Школа стала мощным идеологическим оружием
в руках большевистского
государства. Кардинальному изменению подверглись учебные программы, из которых были
исключены не только дисциплины, прямо противоречащие характеру установившегося
политического режима (такие как Закон Божий), но и философия, история, на волне революционного
максимализма также отнесенные к «пережиткам». Вместо них были введены предметы, призванные
сформировать марксистское (скорее даже большевистское) мировоззрение у широких масс учащейся
молодежи: исторический материализм, экономическая политика диктатуры пролетариата и пр.
Главным достижением молодого советского государства явилось
создание системы по-
настоящему всеобщего начального образования
. Впервые в послереволюционные годы издаются
декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение
повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой
неграмотность!». Развернулось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом
масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых явилось возрастание
доли грамотных среди населения России. По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР
увеличилось в два раза и составило 51 процент.
Важным мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения
грамотности, была
реформа правописания, проведенная в 1918 г.
О необходимости проведения
такой реформы много говорили еще до революции. Более того, была проведена подготовительная
работа, которая, однако, из-за противодействия сторонников традиционной орфографии не была
завершена реальными преобразованиями. После революции, когда пафос кардинальных перемен
охватил все стороны жизни общества, реформа правописания пришлась как нельзя к стати. Из
алфавита были исключены буквы
i
,
И
,
ѣ
,
ע
, употребление которых регламентировалось сложными
правилами, затруднявшими обучение чтению и письму. Было также отменено написание «Ъ» в конце
слов, оканчивавшихся на согласные.
Значительны были успехи в деле расширения сферы среднего профессионального
образования. Массовыми формами подготовки квалифицированных рабочих и среднего
технического персонала стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской
молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегчения поступления в высшие учебные заведения рабочих
и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие факультеты («рабфаки»),
«подтягивавшие» их знания до необходимого уровня. Быстро возрастает количество вузов.
Преимуществом при приеме пользуются представители «неэксплуататорских классов» – пролетариат
и «трудовое» крестьянство.
Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными трудностями,
обусловленными, прежде всего,
катастрофическим недостатком преподавателей
, многие из
которых в годы революции были уничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент».
Для решения проблемы в 1921 г., в Москве, был создан Институт красной профессуры. Тем не менее
качество преподавания упало
. Это было неизбежным побочным эффектом масштабной
«кавалеристской атаки» в сфере образования, которую невозможно было провести без потери
качества.
Но в то же время советское и партийное руководство понимало необходимость
сохранения и развития научного потенциала страны. Эти годы были особо плодотворными для
культуры советского периода и отмечены деятельностью выдающихся талантов. Видным ученым,
особенно представителям естественнонаучных дисциплин, лояльным к новой власти,
предоставлялись условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое
вольнодумство, правда, до известных пределов. Они продолжали исследования, начатые еще до
революции, сотрудничали с государством, помогая ликвидировать последствия гражданской войны и
оккупации.