Стр. 207 - 2

Упрощенная HTML-версия

207
Сюда же, к традиционным русским особенностям отнесём
склонность народа к
сакрализации власти
, которая на почве советского атеизма трансформировалась в веру в вождя-
пророка, в партию, коммунизм. Более того,
народные ожидания, вера и обожание, направленные
к светлому образу вождя, очень напоминают упования народа на царя-батюшку
.
Как и до революции,
культура была устремлена либо в прошлое, либо в будущее
,
оперируя антонимами: «революция» – «контрреволюция», «они» – «мы», «наши – не наши». А
настоящее, насущные потребности конкретного человека остаются без внимания. По этому поводу
Н.Бердяев утверждал: «Большевизм гораздо более традиционен, чем это принято думать, он согласен
со своеобразием русского исторического процесса»
105
.
Также, следует отметить, что в советский период усиливается межнациональное
взаимодействие народов, входивших в состав СССР. При этом государство продолжило и даже
усилило свою политику просветительства по отношению к менее цивилизованным народам империи.
Конечно, такая политика имела свои далеко неальтруистические цели. Она должна была
способствовать сглаживанию культурных и национальных противоречий. Но именно благодаря
данной политике у отдельных народов были сформированы свои кадры научной и творческой
интеллигенции.
Советский период – это крупный и неоднозначный отрезок истории. Поэтому культуру
данного периода следует рассматривать поэтапно. Всё это время происходила борьба двух
тенденций: этапы тоталитаризма и косности структуры сменялись этапами относительной
демократизации и плюрализма.
КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 20-Е ГГ.
Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став рубежом,
эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и
глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью
христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация
культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах.
После победы Октябрьской революции В.И. Ленин выдвинул широкую программу
культурных преобразований. 1923 году в статье «О кооперации» он впервые ввёл в теорию
коммунизма понятие
«культурная революция»
. По мысли Ленина, культурная революция, а
другими словами,
кавалеристская атака в сфере культуры
, позволит за одно-два десятилетия
достигнуть культурного уровня цивилизованных стран Европы. Ленинскому подходу были
свойственны противоречивость и двойственность стандартов. Стремясь устранить культурную
отсталость, Ленин декламировал важность использования прогрессивного зарубежного опыта, но
практическое осуществление этого лозунга противоречило классовой теории двух культур. Заявляя о
необходимости «освобождения творчества культуры», о «свободе и правах человека»
106
, Ленин в то
же время подчёркивал необходимость партийного диктата в духовной сфере. Главная цель
партийного влияния на культуру, по Ленину, в
обеспечении торжества «миросозерцания»
марксизма и превращении мировоззрения пролетариата в общенародную идеологию
107
.
Стремление искусственно сломить вековые традиции вело к раздвоению культурного
пространства. Одной из сфер, развитие которой ярко отразило двойственность развития советской
культуры, явилась
сфера образования и науки
. Сразу после революции партия большевиков и
105 Цит. по:Учебный курс по культурологии/Драч Г.В. С.383.
106 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.45. С.320.
107 Там же. Т.41. С.462.