206
русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в Париже и Лондоне (1908-
1914 гг.).
На рубеже веков живопись и поэзия, архитектура и театр музыка и балет входят в полосу
мощного обновления и подъёма. По мысли Бердяева, «серебряный век» – это духовный ренессанс,
сущность которого в появлении новых тенденций, в сочетании культурной утончённости и
элементов упадочности, а также в излишней замкнутости и сосредоточенности на себе культурной
интеллигенции. В этот период «заката» европейских цивилизаций Россия внесла весомый вклад в
копилку мировой культуры.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
СВОЕОБРАЗИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Следует
отличать
два понятия:
советская культура и культура советского периода.
Другими словами,
не все культурные достижения этого времени можно однозначно назвать
советскими
. Невозможно весь многозначный и многослойный массив культуры свести к
воспеванию вождей и светлого будущего. В это время невероятно наивная, утопическая вера в
советские идеалы одних соседствовала с скептицизмом и драмой жизни других. Кричащая
противоречивость была свойственна как всей системе, так и составляющим её элементам. Духовное,
творческое, живое сочеталось в ней с тоталитаризмом, с горами фальшивых дифирамбов, причём в
самых разных жанрах и разном исполнении. Об этом официальном искусстве красноречиво говорит
предсмертная исповедь А. Фадеева: «В ЦК КПСС. Не вижу возможности дальше жить, т.к.
искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством
партии, и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы – в числе, которое даже
не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному
попустительству власть имущих…Литература – это святая святых – отдана на растерзание
бюрократам и самым отсталым элементам народа…С каким чувством свободы и открытости мира
входило моё поколение в литературу, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные
произведения мы создавали и ещё могли бы создать! Нас…уничтожали, идеологически пугали и
называли это – «партийностью». И теперь, когда всё можно было исправить, сказалась
примитивность, невежественность – при возмутительной дозе самоуверенности – тех, кто должен
был всё это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких,
злопамятных…Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как
избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость , лож и клевета,
ухожу из этой жизни…»
104
.
В культуре советского периода невозможно не заметить наряду с культурой
разрешённой, культуру инакомыслия, культуру запрещённую и выдворенную за рубеж по
политическим мотивам. Истинная духовность, обращение к национальным живительным истокам,
общечеловеческие ценности – вот что являлось проявлением настоящей культуры, которая
трагедийно, потом и кровью прорывалась через бескрайнюю политизацию, классовость и забвение.
В культуре советского периода присутствует
свойственное русской культуре,
невероятно настойчивое стремление к идеалу
. Оно выразилось в неистовой вере в рай на земле,
нацеленности на мировую революцию и «светлое будущее». Со всем этим нередко сочетался поиск
лучшей общественной организации, размышления о крестьянской доле, жертвенность во имя всё
того же иллюзорного идеала и многомиллионный вклад в спасения мира от фашизма. Исконно
русской чертой советского периода являлся
безусловный приоритет общественного над личным
,
при забвении прав человека.
104 Цит. по:Учебный курс по культурологии/Драч Г.В. С.393,394.