Стр. 205 - 2

Упрощенная HTML-версия

205
Станислава 2-й степени. В 1911 году он снял
первый полнометражный фильм «Оборона
Севастополя»
, который длился 1 час 40 минут. Этот фильм по своей сложности представлял собой
исключение из правил. Обычно сценарии первых фильмов умещались на одной-двух страницах.
Съёмочных павильонов не было. Сцены фильма снимали, где придётся. Декорациями служили
изображения на холстах. Съёмки вели всегда с одной точки. На репетиции время не тратили: во
время съёмок режиссёр громко подсказывал актёрам, что следует делать.
Но и здесь были свои тонкости. Так как качество изображения было низким, большое
значение придавалось гриму. Немые фильмы требовали от актёров выразительной мимики и
жестикуляции, а также непрерывного движения в кадре. Со временем в кино появились настоящие
мастера своего дела, профессионалы: актёры, режиссёры, операторы и продюсеры. Самой яркой
звездой дореволюционного отечественного кинематографа была
Вера Васильевна Холодная
(1893-
1919). Самым успешным актёром
– Иван Мозжухин
. Одним из наиболее талантливых режиссёров
русского кино был
Яков Протазанов
. До революции он поставил около 80 фильмов, среди которых
«Пиковая дама», «Отец Сергий» с Мозжухиным в главной роли. Французский исследователь
мирового кино Ж. Садуль отмечал, что Протазанов «в годы немого кино был один из лучших
представителей мирового киноискусства»
103
Всего с начала существования русского кинематографа и до 1917 года было снято 2000
фильмов.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА ВЕКОВ
Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической
музыки считается композитор и пианист
А. Н. Скрябин
(1872-1915). Творчество Скрябина – это
постоянный поиск в области гармонии, который сопровождался как крупными открытиями, так и
тупиковыми ситуациями. Символистские искания композитора воплотились в симфонии
«Прометей» (1910). Он ввёл
хор без слов и специальную партию света, что являлось первой
попыткой синтеза художественных средств.
Модернистское направление в музыкальном искусстве проявилось и в творчестве
Игоря
Фёдоровича Стравинского
. Его первые произведения «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк»
сразу завоевали сердца зрителей своими оригинальными мотивами. В рамках Русских сезонов в
Париже, организованных Дягилевым, состоялись премьеры балетов Стравинского. Балеты «Жар-
птица»(1910), «Петрушка»(1911), «Весна священная»(1913) принесли композитору мировую славу.
Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское
мастерство
С. В. Рахманинова
, выдающегося композитора, пианиста и дирижера. Традиции
классической школы композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского на рубеже веков
продолжил
Александр Константинович Глазунов
. Он был автором монументальных
симфонических произведений и балетов.
Составной частью развития музыкальной культуры «серебряного века» и прямым ее
следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и
балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский
Мариинский
театр
и
Большой театр
в Москве. Имена знаменитого оперного баса
Ф. И. Шаляпина
,
лирического тенора
Л. В. Собинова
, русского балетмейстера и педагога
М. И. Петипа
,
балетмейстеров и танцовщиков
М. М. Фокина
,
В. Ф. Нижинского
, балерины
А. П. Павловой
получили широкую известность как в России, так и за рубежом. Большое значение для
распространения и популяризации русского искусства в Европе имели
«Русские сезоны»
– гастроли
103Цит по: Рябцев Ю.С. Указ. соч. С.95.