Стр. 204 - 2

Упрощенная HTML-версия

204
актёрам: «Главное сделать так, чтобы этому поверили»
101
. По словам П. Милюкова, постановка
произвела впечатление «большой новинки», даже переворота в театральном искусстве, который
заключался в новизне сценических средств, при сохранении прежних реалистических традиций в
содержании
102
. В отзывах критиков на постановку без конца повторялось: «правда жизни»,
«настоящая жизнь».
Достаточно быстро Художественный театр стал ведущим театром страны. В нём
работали многие замечательные русские актёры: Иван Москвин, Ольга Книппер-Чехова, Василий
Качалов. На сцене МХТ шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Метерлинка, Островского и др.
В 1904 году
в Петербурге был открыт театр В.Ф. Комиссаржевской
. Основой
репертуара этого театра стали пьесы А.П. Чехова, М. Горького, Г. Ибсена. Увлёкшись идеями
символистского театра, Комиссаржевская пригласила в театр в качестве режиссёра
Всеволода
Мейерхольда
.
Он стремился принципы натуралистического театра заменить принципами
театра условного.
В духе символизма Мейерхольд сделал постановки «Сестра Беатрисы»
Метерлинка и «Балаганчик» Блока. Только эти постановки оказались успешными. В целом широкая
публика не понимала театрального символизма. Даже сама Комиссаржевская не выдержала и в 1908
году рассталась с Мейерхольдом, а театр, не принятый публикой, закрылся.
В декабре 1914 года реформатор сцены, режиссёр
А.Я. Таиров(1885-1950) организовал в
Москве свой Камерный театр.
Он хотел осуществить идею
синтетического театра,
соединяющего в себе натуралистический и символический театр
. У первого Таиров заимствовал
самостоятельность, а у второго – идею лицедейства актёра, которое не должно иметь ничего общего
с действительностью и реальными эмоциями.
В творчестве Таирова динамизм футуристов достиг своего апогея. Со сцены была
изгнана старая декоративность. В театре Таирова впервые стали использоваться «постройки» в
пространстве: площадки, имеющие визуально изломанную линию и наклон под разными углами.
Такое
устройство сцены позволяло артистам исполнять акробатические номера, усиливая
динамичность постановки
. Такие предметы на сцене как скамейка, стул и т.п. превращались в
снаряды для актёрской «гимнастики». Таиров
вольно обращался с авторским текстом, ставя во
главу угла непрерывное движение актёров
.
КИНОИСКУССТВО РУБЕЖА ВЕКОВ
В конце XIX в. в русскую культуру входит
кино
. «Движущаяся фотография» братьев
Люмьер появилась в России уже на следующий год после изобретения. Первые киносеансы в Москве
и Петербурге состоялись в 1896 г. В 1908 г. была выпущена
первая русская игровая картина
«Стенька Разин»
. Её режиссёром был
петербургский фотограф Дранков
. Фильм представлял
собой киноиллюстрацию к популярной русской народной песне «Из-за острова на стрежень».
Фильмы тех лет значительно отличались от современных. В среднем они длились 10 ─
12 минут. Для их изготовления требовалось 200 ─ 300 метров плёнки. Изображение было чёрно-
белым, нечётким, картинки двигались неестественно, а звука не было. Очень скоро кино стало
бизнесом.
Одним из самых крупных кинопромышленников начала XX был
Александр
Алексеевич Ханжонков
. Он первый среди русских кинопромышленников занялся производством
научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов. В Москве Александр
Алексеевич построил одну из лучших в стране кинофабрик и открыл несколько кинотеатров, в том
числе «Художественный». За свои заслуги в деле развития русского кинематографа Ханжонков
первый из представителей отечественного кино получил награду от правительства – орден Святого
101 Цит по: Рябцев Ю.С. Указ. соч. С.87.
102 Цит. по: Галин С.А. Отечественная культура XX века. С.64.