200
Значительную роль в развитии русского модерна сыграл
Абрамцевский
художественный кружок
, в котором были объединены представители московской творческой
интеллигенции. Центром объединения стал известный предприниматель и меценат
С.И.Мамонтов
,
оказывавший материальную поддержку художникам, помогавший им воплотить в жизнь их
творческие замыслы. Художники собирались в подмосковном имении Мамонтова Абрамцево, где им
были созданы условия для работы. Членами кружка были скульптор М. М. Антокольский, В. М. и А.
М. Васнецовы, К. А. Коровин, И. И. Левитан, В. М. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов. Членом
абрамцевского кружка был и М. А. Врубель.
В декабре 1910 года в Москве открылась выставка
«Бубновый валет»
. Её
организаторами были молодые московские художники М. Ларионов, П. Кончаловский, А. Лентулов,
И. Машков, Н. Гончарова. В конце 1911года они объединились в общество «Бубновый валет».
Представители этого общества
отмежевались как от академизма, так и от всякой мистики и
символизма
. Творчество художников «Бубнового валета» отличалось экспериментами в духе
постимпрессионизма (русский сезанизм) и кубизма, сочетая это со стилизацией под русский лубок и
иконопись. Они вслед за Сезанном стремились
подчеркнуть форму вещи, сделать её материально
осязаемой и в то же время выразительной и красивой.
Может быть, поэтому многие художники
«Бубнового валета» работали в жанре натюрморта. Также представителей объединения привлекал
европейский ранний кубизм, выражавшийся в упрощении, схематизации и разложении формы. Один
из самых талантливых художников объединения,
Аристарх Лентулов
после поездки в Париж в 1911
увлёкся кубизмом. Обращает на себя внимание его картина-панно «Василий Блаженный», где
знаменитый храм изображён в духе кубизма. Впоследствии пути художников «Бубнового валета»
разошлись. Ларионов от изображения реальной действительности пришёл к лучизму. Малевича,
Татлина и Кандинского творческий поиск привёл к абстракцонизму.
В 1912 г. От «Бубнового валета» откололась группа художников, организовавшая свою
выставку в Москве под названием
«Ослиный хвост»
. Свои работы на выставке представили:
Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Казимир Малевич, Владимир Татлин и Марк Шагал.
Название было связано со скандалом в культурной жизни Парижа. Картину одного французского
художника долго хвалили в прессе, но потом выяснилось, что художник разыграл публику, что
картина «И солнце заснуло над Адриатикой» написана ослиным хвостом. В отличие от мастеров
«Бубнового валета», ориентировавшихся на французское искусство, представители «Ослиного
хвоста» следовали русским традициям.
Их привлекал
примитивизм
– направление начала XX века, стремившееся к
предельному упрощению формы.
Образцом для русских примитивистов была уличная
живописная вывеска, народная картинка – лубок, икона, детский рисунок.
Критика не была
благосклонна к художникам «Ослиного хвоста», хотя на другое они, скорее всего, не рассчитывали.
Так, картина Михаила Ларионова «Отдыхающий солдат» написана в нарочито грубой и
примитивной манере. Но это делает образ солдата выразительным и, самое главное, убедительным.
Столь же правдиво изображены крестьяне на картине «Мытьё холста» Наталии Гончаровой.
Художники объединения
«Голубая роза»
работали в эстетике модерна. Голубая роза –
цветок, которого нет в природе! То есть, это образ неосуществимой мечты.
Живопись художников
«Голубой розы» музыкальна, поэтична и невероятно красива по цвету.
Они стремились к
обновлению и выразительности художественной формы, что
в крайних своих проявлениях
превращалось в культ «чистого искусства», в образы подсознания
. Многих голуборозовцев
привлекала экзотика Востока. Один из них, Кузнецов после путешествия в Киргизию сделал серию
работ, воспевающих гармоничное сосуществование природы и человека.
Помимо названных большую роль в развитии изобразительного искусства начала ХХ в.
сыграли
«Союз русских художников»
, основанный в 1903 г. в Москве (А. М. Васнецов, К. А.
Коровин, А. А. Рылов, К. Ф. Юон, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Сомов) и
«Союз
молодежи»
(1909 г.) .
В целом русская живопись «серебряного века» продемонстрировала неведомые ранее
явления. Русские художники отказались от социально значимой тематики и образной системы