Стр. 199 - 2

Упрощенная HTML-версия

199
Филонов утверждал, что
у художника два вида зрения: «глаз видящий» и «глаз
знающий»
. «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму предметов, а «глаз знающий»
улавливает скрытое внутреннее движение атомов. Согласно Филонову, художник должен
уподобиться учёному и отображать не только внешнюю форму, но и внутреннюю жизнь объектов,
их устройство. В этом
суть аналитического искусства, для которого на первом месте умение
художника анализировать.
Филонов провозгласил «принцип сделанности». Он призывал художников: «Упорно и
точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он
туда вьедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка
цветка с цветом»
100
. Произведение живописи, по мысли художника должно расти так, как растёт всё
живое в природе. Филонов писал свои картины маленькой кистью, так как каждое прикосновение к
холсту «единица действия». В произведениях мастера сложные композиции складываются из мелкой
мозаики цветных атомов. Кисти Филонова принадлежат работы «Формула пролетариата», «Пир
королей», «Крестьянская семья» и другие.
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
Возникновение художественных объединений стало общей тенденцией не только для
литературы, но и для изобразительного искусства. В 1898 г. в Петербурге было основано новое
художественное объединение, получившее название
«Мир искусства»
. Во главе образовавшегося
кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев. Основное ядро объединения
составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал
журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В.
А. Серов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, З. Е.
Серебрякова, К. С. Петров-Водкин.
Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой
русский вариант
модерна
. Мирискуссники отстаивали свободу индивидуального творчества.
Главным источником
вдохновения признавалась красота.
Современный мир, по их мнению, лишен красоты и поэтому
недостоин внимания. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто
обращаются к памятникам прошлого. Для художников начала ХХ века социальные проблемы в
истории теряют первостепенное значение, ведущее место в их творчестве занимает изображение
красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей, создание поэтизированного
романтического образа «ушедших веков». Острые коллизии и значительные исторические деятели
гораздо меньше интересовали их, чем своеобразие костюма, неповторимый колорит старины.
Ведущим в работах многих художников, входивших в «Мир искусства», стал историко-бытовой
жанр.
Изящество галантного XVIII в., прихотливость и некоторая театральность барокко,
изысканная красота придворного быта стали темами для работ
А. Н. Бенуа
(
«Прогулка короля»
1906
г.),
Е. Е. Лансере
(
«Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе»
1905 г.),
К. А. Сомова
(
«Прогулка маркизы»
1909 г.,
«Зима. Каток»
1915 г.).
Мир древнерусской истории был представлен в работах
А. П. Рябушкина
(
«Московская
улица XVII века в праздничный день»
1895 г.,
«Свадебный проезд в Москве. XVII столетие»
1901
г.),
Н. К. Рериха
(
«Заморские гости»
1901 г.). Неповторимый образ Святой Руси, образ чистой,
просветленной красоты создал в своих работах
М. В. Нестеров
. Его картины
«Видение отроку
Варфоломею»
(1890 г.),
«Великий постриг»
(1898 г.),
«На Руси"
»(1916 г.) создают настроение
душевной гармонии, умиротворенной созерцательности. М. В. Нестеров также расписывал храмы.
Много работали художники «Мира искусства»
для театра
. Выдающиеся театральные
декорации для «русских сезонов», которые устраивал в Париже С. П. Дягилев, создал
Л. С. Бакст
.
100 Цит по: Рябцев Ю.С. Указ. соч. С.85.