Стр. 198 - 2

Упрощенная HTML-версия

198
Абстракционизм
– беспредметная живопись. Главная её особенность в том, что среди
других направлений авангардизма она дальше всех продвинулась в отрицании традиций. До
абстракционизма художники воспроизводили узнаваемые предметы окружающего мира.
Абстракционисты же освободили живопись от изобразительного начала, которое, по их мнению,
сковывает полёт творчества.
Они хотели уподобить живопись музыке, которая непосредственно
воздействует на эмоции человека, вызывая самые разнообразные ассоциации.
С помощью
различных художественных элементов (цвета, линии, ритм и т.п.) абстракционисты создавали ничего
не изображавшие картины. В своих картинах они прежде сего стремились передать настроение,
темперамент, фантазию.
Представителем
абстрактного искусства
в России стал
Василий Кандинский
. Первые
его абстрактные картины появились в 1910 году. Кандинский утверждал, что
произведение
искусства возникает так, «как возник космос» – через хаос и катастрофы, в результате
которых рождается «музыка сфер».
Поэтому многие работы Кандинского вызывают ассоциации с
космосом и Вселенной. Они полны неясных, фантастических образов, находящихся в хаотическом
движении. В зависимости от того, как далеко оказывались его произведения от первоначального
впечатления, полученного из «внешней природы», он называл их «импрессиями»,
«импровизациями» или «композициями». «Композиция», по Кандинскому, высшая форма
проявления творческого начала. Лучшими из композиций Кандинского считаются «Композиция VI»
и «VII», написанные в 1913 году. Сюжет в этих картинах отсутствует, но есть содержание:
взаимодействие цветовых пятен и линий выражает напряжённость человеческого духа и фантазии.
Абстракционизм нашёл в России немало поклонников. В этом стиле пробовали
работать многие художники: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Владимир Татлин, Любовь
Попова.
Супрематизм
– художественное направление, которое довело идею беспредметной
абстрактной живописи до логического завершения. Основатель супрематизма – Казимир Малевич. В
картинах Малевича гармония достигается сочетанием простых геометрических форм (цветных
прямоугольников, треугольников, прямых линий). Программное произведение К. С. Малевича –
«Черный квадрат»
(1913 г.) – идейный манифест супрематизма. Это
прорыв в беспредметность
.
Всё, что раньше составляло сущность живописи: сюжет, форма, цвет – сведено к нулю.
По
этому поводу Малевич писал следующее: «Я уничтожил кольцо горизонта, и вышел из круга вещей,
с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры… Я преобразился в нуле форм
и вышел за нуль к творчеству, т.е. Супрематизму, к новому живописному реализму –
беспредметному творчеству»
98
. Таким образом, Малевич создал не просто картину, а один из
символов нового искусства.
Многие супрематические работы Малевича представляют собой абстрактные
композиции, состоящие из простых геометрических фигур. Цветные прямоугольники, треугольники
и квадраты парят у художника в невесомости бескрайнего пространства, где нет линии горизонта, а
понятие верха и низа отсутствует. Малевич был не только практиком, но и теоретиком
супрематизма. Ему принадлежит обширное литературное наследие – многочисленные статьи и
исследования, касающиеся основных положений супрематизма.
Оригинальным направлением в русской живописи десятых годов XX века являлось
аналитическое искусство
. Его создатель – петербургский художник
Павел Филонов
. В одной из
своих теоретических работ Филонов отмечал: «Не так интересны штаны, сапоги, пиджак или лицо
человека как интересно явление мышления с его процессами в голове этого человека или то, как
бьётся кровь в его шее через щитовидную железу, и притом таким порядком, что этот человек
неизбежно будет либо умным, либо идиотом»
99
.
98 Цит по: Рябцев Ю.С. История русской культуры. XX в.: Учеб. пособие. М.,2004. С.81.
99 Цит по: Рябцев Ю.С. История русской культуры. XX в.: Учеб. пособие. М.,2004. С.83.