197
когда краски на его холстах сияли внутренним светом. Последние годы жизни Врубеля были
омрачены душевным недугом и слепотой, что усилило трагическую ноту в его произведениях.
Также, одним из основоположников русского символизма в живописи принято считать
В. Э. Борисова-Мусатова
(1870 ─ 1905). Его произведения, сочетали в себе тоску по уходящему в
прошлое миру дворянских усадеб, старых парков, тихому течению жизни и предчувствие
катастрофы. Творчество художника – это
реквием, посвящённый старой России
. Среди его работ
отметим «Водоём»(1902), «Призраки»(1903), «Куст орешника»(1905).
Ещё одно направление модернизма – это
импрессионизм
. «Impression», в переводе с
французского, означает впечатление. Импрессионисты стремятся в своих работах
естественно и
непредвзято передать своё мимолётное впечатление, запечатлев реальный мир в его
изменчивости
. Импрессионизм как самостоятельное течение не получил большого развития в
России. Но такие его черты, как обилие света и воздуха присутствуют в работах многих русских
художников.
Приёмы импрессионистов в своих пейзажах использовал
Николай Константинович
Рерих
. Эта особенность его творчества проявилась после поездки в 1900году в Париж и Венецию.
Рерих вошёл в историю живописи как мастер красок и стилизации.
В полных таинственности
работах художника люди обретают схожесть с явлениями природы
, а облака и камни похожи на
людей. Картины Рериха открывают перед зрителем прелестную загадочность скал и озёр Финляндии,
индийских городов, Гималаев и Тибета.
Самым ярким представителем русского импрессионизма был
Константин Алексеевич
Коровин
. Он первый показал парижанам русский импрессионизм, приложив свою руку к
декорированию русского павильона на Парижской всемирной выставке в 1990году. Коровин писал и
портреты, и натюрморты, но любимым жанром этого блестящего колориста был пейзаж. Его
французские пейзажи, объединённые названием «Парижские огни», напоминают пейзажи
импрессионистов Моне и Мане, Писсарро. Однако Коровин эмоциональней и импульсивней,
его
работы – это буйство красок.
Начало ХХ века – время развития и становления русского
авангардизма
,
представленного огромным количеством самых разнообразных течений и направлений:
кубизм
,
супрематизм, кубофутуризм, абстракционизм, аналитическое искусство, примитивизм
и т. п.
Некоторые исследователи полагают, что психологическая атмосфера после революции 1905 ─ 1907
гг. вызвала в среде художников недоверие к жизни, к натуре, что способствовало усилению
авангардистского направления в живописи. Для авангардизма характерно полное отрицание опыта
традиционного искусства. Уже в конце XIX в. многие художники начали поиски нетрадиционных
форм, но до начала 1900-х гг. они не были столь радикальными. Если художники русского
модернизма искали в прошлом источники истинной красоты и вдохновения, то авангардизм
решительно порывал с ним. Новое направление осознавало себя находящимся на переднем крае
развития искусства – авангардом. Для художественных акций русских авангардистов был характерен
эпатаж.
Отсюда необычные названия многих художественных объединений и манифестов:
«Ослиный хвост», «Пощёчина общественному вкусу». Русские авангардисты искренне верили в своё
искусство и неустанно пропагандировали его. Делали они это не только на выставках, но и с
помощью статей, брошюр, разного рода программных заявлений и манифестов. Авангардизм – яркое
явление русской культуры XX века, во многом определившее её развитие.
Футуризм в русской живописи породил
кубофутуризм
– соединение концепции
футуризма и кубизма. Отцом
кубизма
был Пикассо. Именно он первый начал изображать предметы
посредством комбинации геометрических фигур.
Кубофутуристы, желая передать движение,
совмещали разновременные и разнопространственные моменты в одном изображении.
Этот
способ не нов в искусстве и встречается в иконописи. Примером его использования может служить
картина Малевича «Дама на трамвайной остановке». На первый взгляд картина кажется
беспорядочным нагромождением предметов. Здесь и табло с номерами трамваев, и вывеска с
бутылкой, и голова мужчины в шляпе. Но именно так можно увидеть мир из окна движущегося
трамвая.