Стр. 201 - 2

Упрощенная HTML-версия

201
критического реализма.
На первое место вышла проблема обновления художественного языка и
высокого профессионализма.
МОДЕРН В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Важной вехой в развитии архитектуры начала ХХ века стал
модерн
. После долгого
господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в
направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Модерн проникает в русскую
архитектуру с Запада, первые его проявления относятся к последнему десятилетию XIX века.
Модерн в России принципиально не отличался от западного.
Для модерна характерно
соединение всех видов изобразительного искусства для
создания ансамбля
, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний
здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю.
Модерн в архитектуре
и декоративном искусстве проявился в специфической текучести форм,
любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита.
Важную роль в переходе к новому стилю сыграл Абрамцевский кружок. Даже здание
церкви в Абрамцево несло в себе элементы этого стиля.
На примере гостиницы «Метрополь»
можно понять, что такое модерн в архитектуре
. Она была возведена в начале XX века. Замысел
ее строительства принадлежал известному меценату и предпринимателю Савве Мамонтову,
привлекшему к разработке проекта лучших художников, скульпторов и архитекторов того времени.
Сооружение гостиницы «Метрополь» шло под руководством
Вильяма Валькотта
. При взгляде на
гостиницу в глаза бросается, прежде всего, её декоративное убранство. Это – характерная черта
модерна. Фасады «Метрополя» украшают 23 нарядных живописных панно, выполненных из
расписной керамической плитки. Самое большое из них – «Принцесса Грёза» – изготовлено по
эскизу художника Михаила Врубеля. Также стены гостиницы украшает скульптура. Всё здание
опоясывает барельеф «Времена года», выполненный замечательным скульптором Николаем
Андреевым. Полуобнажённые женские фигуры, загадочные лица, выступающие из плоскости стены
– всё это типичные образцы модерна.
Гостиница «Метрополь» аккумулировала в себе все черты модерна.
Модерн не любит
прямых линий и плоскостей.
Об этом наглядно свидетельствуют выступающие на фасадах
застеклённые эркеры и капризно изломанная линия крыши, визуально перечёркнутая вертикальными
башенками.
Здесь присутствует и декоративность, и единство стиля, и синтез искусств
:
архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного искусства. Более того, к этому списку искусств
в «Метрополе» присоединилась ещё и литература! Ниже барельефа всё здание когда-то опоясывало
выложенное керамической плиткой изречение немецкого философа Ницше: «Опять старая история,
когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». После революции данное изречение
заменили другим, более актуальным: «Только диктатура пролетариата способна освободить человека
от гнёта капитала». Однако это не имело никакого отношения к искусству.
Модерн в своём развитии опирался на
последние достижения строительной
техники
, широко используя железобетон и металлические конструкции. Для архитектуры модерна
характерно
разнообразие материалов
: камень, металл, керамика, стекло. Причём
материалам
стремились придать нетипичные для них качества.
Например, железу вязкость, а камню и стеклу
– текучесть.
В России сложилось две основные школы модерна:
московская
и
петербургская
или
северная
. Выдающимся представителем московского модерна был
Фёдор Шехтель
. Он родился в
семье обрусевших немцев, предки которых переселились в Россию в XVIII веке. Одна из первых его
работ –
особняк Саввы Мамонтова
– являлся очаровательной вариацией на тему готики. При
взгляде на башнеобразные формы, стрельчатые окна, готические орнаменты и скульптурные
украшения в памяти всплывают картинки из истории средневековья Западной Европы. Но свободная,
живописная композиция здания, открывающая при движении вокруг всё новые виды, говорит о том,
что особняк – дитя своего времени.