190
XIX век был для России «золотым», подарив плеяду выдающихся имён, достижения
которых получили мировое признание. Происходит усложнение структуры русской культуры. В ней
выделилось три пласта: государственно-официальный, общественный (дворянская и интеллигентская
культура) и народно-крестьянский. Поэтому стратегическим направлением культурного развития
становится поиск синтеза, объединения, национально-культурного единства.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОНЯТИЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» И КУЛЬТУРНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ РУБЕЖА ВЕКОВ
Понятие «серебряный век» не филологическое, а мифологическое. В современном
употреблении оно не имеет оценочного характера и является поэтической метафорой: серебро –
благородный металл, лунное серебро, таинственность и особая одухотворенность
.
«Серебряный век» сменил «золотой», пушкинский и длился с конца XIX до начала XX века.
Границы этого периода определяются разными исследователями по-разному. Начало «серебряного
века» большинство ученых датируют 1890-ми, некоторые – 1880-ми. Расхождения по поводу его
конечной границы велики: от 1913–1915 до середины XX в. Однако наиболее авторитетной является
точка зрения, что «серебряный век» подошел к концу в начале 1920-х.
«Серебряный век» отличает особый образ мышления и самовыражения, который
определялся противоречивостью, конфликтностью и переходностью той эпохи. На изломе веков
Россия переживала духовный и интеллектуальный подъём. Одновременно в переходные периоды
закономерно возникают
пессимистические настроения
, утверждается ощущение конца света.
Поэтому последние десятилетия XIX века прошли под знаком
глобального разочарования
насчёт
возможных путей исторического развития и пессимизма по поводу будущего России и всего мира в
целом. Для некоторых ожидания конца света были связаны с предчувствием конца Российской
империи.
Творческая интеллигенция разочаровалась в политике. Ни революционное движение, ни
критический реализм не смогли поколебать основ существующего режима. Вся эта борьба привела к
ещё большей реакционности власти. Русская социал-демократия своим нигилизмом только
настораживала творческую интеллигенцию, что способствовало отдалению последней от политики.
Поражение революции 1905 – 1907 гг. усилило политической апатию не только в творческой среде,
но и в обществе в целом. Интерес к революционному движению угас, а
взоры людей устремились
от проблем социальных к проблемам личности, искусства, нравственности
. Как отмечал
Бердяев, несчастье русского ренессанса заключалось в его замкнутом характере, в том, что
культурная элита была изолирована от широких социальных течений
93
. Новое искусство, сознающее
себя в качестве «истинной революции духа», видело в политическом радикализме своего конкурента,
друга-врага.
С другой стороны, на стыке культур, когда рвутся традиционные связи,
процесс
маргинализации
захватывает всё большее количество людей. Интеллигенция России оказалась
беспомощной перед новыми требованиями развития страны. Реальная практика значительно
опережала теоретическое осмысление принципов новой жизни и политической культуры.
Русская
культура начинает терять один из основополагающих принципов своего существования,
соборность
– чувства единства человека другими людьми или социальной группой. Эта
ситуация
тотального одиночества
стала благоприятной средой для распространения представлений о
«внеземном» существовании человека. Поэтому характерной чертой серебряного века был
космологизм
. Данная космологичность формируется как насущная необходимость времени, как
выражение общего настроения. Именно в этот период космологизм оформляется в русской
философии. Он присущ и Вл.Соловьёву, и В. Розанову, и Н. Лосскому. Та же космическая
93 Галин С.А. Отечественная культура XX века. С.29.