Стр. 189 - 2

Упрощенная HTML-версия

189
шекспировским традициям» свободно сочетает трагическое и комическое, возвышенное и
низменное, поэзию и прозу. Именно поэтому дух исторической эпохи воскресает в его
произведениях во всей его объективности.
Творчество младшего представителя «Могучей кучки» –
Николая Андреевича
Римского-Корсакова
(1844─1908) обладает самобытной поэтичностью и красочностью. Великий
композитор оставил огромное наследие – 15 опер, симфонические произведения, инструментальные
концерты, камерную инструментальную и хоровую музыку, 79 романсов. (1839–1881).
Проблема народности решена в творчестве Римского-Корсакова глубоко и свое
образно. Социально-обличительные темы не волновали мастера. Он размышлял о народе как
носителе прекрасных и вечных духовных ценностей. Стиль музыки Римского-Корсакова сложился
под
непосредственным
влиянием
древних
русских сказаний. Воссоздавая народность сквозь призму исторических и сказочных сюжетов,
композитор
воплотил
общечеловеческие
ценности.
Среди
них
важнейшей
была мысль о гармонии человека и природы в бесконечном круговороте жизни и смерти. Музыка
Римского-Корсакова глубоко национальна. Ее истоками являются интонации древних крестьянских
напевов, городская народная песня, старинный знаменный распев.
Главную часть наследия Римского-Корсакова составляют оперы. Оперы композитора
разнообразны по художественному содержанию. В первой из них,
«Псковитянке»
, соединились
черты народной трагедии и бытовой драмы.
«Снегурочка»
– олицетворение мифа в русской музыке,
«Садко»
– опера-былина,
«Царевна невеста»
–лирико-психологическая музыкальная драма,
«Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный», «Золотой Петушок»
–оперы-сказки. В них
нашли воплощение
черты романтизма и реализма
, характерные для музыки композитора.
Взаимопроникновение стилей продиктовано оперными сюжетами, в которых переплетается
реальное и волшебное. Романтическая настроенность Римского-Корсако-ва сказывается в его
увлеченности образами полуреальных, полусказочных героинь: Панночка, Снегурочка, Царевна-
Лебедь, а также героев, олицетворяющих стихии природы: Весна, Мороз, Ярило, Коляда. Вместе с
тем воображаемое в музыке композитора всегда проникнуто жизненными подробностями. Поэтому
многие страницы, рожденные фантазией мастера, воспринимаются как некая прекрасная
«поэтическая реальность» (былинный Новгород, сказочная Тмутаракань, Берендеев царство,
легендарный Китеж).
Если творчество мастеров «Могучей кучки» достойно представляет петербургскую
композиторскую школу XIX в., то главой московской школы следует считать гения русской музыки
Д.И. Чайковского
(1840—1893). Чайковский не сочувствовал «левым» общественным движениям
нигилистического толка, он, подобно Достоевскому, мечтал о справедливом переустройстве
общества на основе мирного соглашения разных сословий. Главной темой музыки Чайковского
является человек, его любовь, надежды, страдания, разочарования. Тонкий психолог, композитор
остро чувствовал трагические стороны Бытия в извечном противостоянии добра и зла, любви и
ненависти. Изменчивость внутренних ощущений и эмоций человека переданы в музыке Чайковского
с помощью метода, названного музыковедом Б.В. Асафьевым
симфонизмом
. Для симфонического
мышления композитора характерно развитие художественной идеи на основе разных, подчас резко
контрастных музыкальных образов. Это позволило Чайковскому раскрыть в музыке духовный
конфликт, рожденный, стремлением человека к счастью и свободе и трагической невозможностью
достичь идеала.
Диапазон творчества Чайковского необычайно широк. Ему принадлежат 10 опер, шесть
симфоний, три балета, более 100 романсов, сочинения для оркестра, концерты, фортепианная и
хоровая музыка. Наиболее близок композитору мир симфонии.
Чайковский является признанным
реформатором русского балета
. Он отверг
существовавшую до него традицию, низводящую музыку балетного спектакля до чисто служебной
роли. Считая жанр балета «той же симфонией», композитор создал хореографические драмы
«Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892), привнеся в балетную
партитуру логику сквозного музыкального развития.