Стр. 188 - 2

Упрощенная HTML-версия

188
жизни Балакирев создал немало романсов, для голоса с фортепиано или с оркестром (
«Грузинская
песня»
, 1863).
Балакирев и его ученики находились под мощным влиянием народнических идей, что
сказалось не только на раннем, но и на зрелом творчестве композиторов. Несмотря на разные
индивидуальности, балакиревцы были схожи в своем стремлении создавать музыку, тесно связанную
с образом народа и с русским фольклором.
Под влиянием Балакирева, Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились
музыкально-эстетические взгляды
Александра Порфирьевича Бородина
(1833–1887). Русский
композитор и ученый-химик, внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении он был записан
как сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина.
Стиль Бородина определяется понятием
«музыкальный эпос»
. Эпичность его
произведений проистекала из главной темы его творчества, связанной с отражением богатырской
мощи, скрытой в русском народе. Былинные богатыри, словно сошедшие с полотен Васнецова,
стали любимыми героями композитора. Он мастерски создаёт обобщенный образ Древней Руси,
синтезируя интонации русского фольклора, старинных знаменных распевов и колокольных звонов
от набата до благовеста.
Наиболее значительное произведение Бородина — опера
«Князь Игорь»
, являющаяся
образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и
педагогической работой Бородин писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, но так не
была окончена (после смерти Бородина оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н.
А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. Особое место в опере занимает грандиозная танцевально-
хоровая сцена
«Половецкие пляски»
. Она основана на музыке народов Востока. Восточные образы
оперы напоминают об истории взаимопроникновения разных этнических миров, о вечных проблемах
Востока и Запада.
Прекрасным симфоническим сочинением Бородина является Вторая симфония —
«Богатырская»
, в которой композитор выразил национально-русское начало, обобщенное в ярких
музыкальных образах.
Искусство ещё одного замечательного представителя «Могучей кучки»,
Модеста
Петровича
Мусоргского
(1839–1881) сопоставимо по своей высокой художественности с
вершинами русской реалистической литературы. Обращаясь к актуальной, социально заострённой
тематике из народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко,
А. Н. Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни,
крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявились его
дар бытописателя,
умение создавать ярко очерченные человеческие образы
.
Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина
«Ночь на
Лысой горе»
(1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом
явилась неоконченная опера Мусоргского
«Женитьба»
(на неизмененный текст комедии Н. В.
Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций
живой разговорной речи.
В основном оперные сюжеты мастера были связаны со сложными, трагическими
этапами в истории России. Польское нашествие и крестьянский бунт в
«Борисе Годунове
», броже-
ние общества накануне петровских реформ в
«Хованщине
» и, наконец, крестьянская война в
неосуществленной опере
«Пугачевщина
» – вот те эпохи, которые по мысли композитора были
достойны интерпретации в музыкальных драмах.
Более того, впервые в мировой оперной практике Мусоргскому удалось раскрыть в
музыке внутренний мир выдающейся исторически реальной личности. Он создал психологический
портрет Бориса Годунова, вместивший черты грозного властелина, любящего отца, мудрого
правителя и одновременно детоубийцы.
Работая над образом народа, композитор осуществил реформаторское преобразование
массовой хоровой сцены. В ней он впервые
применил хоровой речитатив
, исполняемый
отдельными персонажами или группами действующих лиц. Музыкальная драма Мусоргского, следуя