187
цели для которой были те же что и для Русского музыкального общества (РМО) –обучение русских
музыкантов и доступность соответствующего образования для всех.
Однако открытие А. Г. Рубинштейном в том же году на основе РМО Петербургской
консерватории отвлекло внимание общественности от благородного начинания Балакирева и
способствовало появлению в ней двух партий – приверженцев идей Балакирева и Рубинштейна. Сам
Балакирев весьма неоднозначно относился к начинанию Рубинштейна. Главным возражением против
консерватории стало то, что типизированное музыкальное образование должно было, по его мнению,
убить индивидуальность учащихся. С друзьями он иронизировал над Рубинштейном, называя его
Дубинштейном, Тупинштейном и даже Грубинштейном. Впрочем, возможно здесь сказалась и
личная обида за свое собственное начинание – БМШ, которое, будучи направлено на те же цели, не
привлекло к себе такого внимания ни меценатов, ни общественности. Трудности в делах БМШ во
многом стали причиной постигшего Балакирева в 1870-е годы кризиса. Вместе с тем, со временем
негативное отношение к РМО сглаживалось. Кроме БМШ, в 1870-е годы Балакирев активно
занимался преподавательской и инспекторской деятельностью в женских институтов. С 1873 года он
был инспектором музыкальных классов в женском Мариинском институте, а с 1875 – в училище св.
Елены. Наконец, с 1883 до 1894 года он был управляющим Придворной певческой капеллой, выйдя
после этого на пенсию.
Центральная тема творчества Балакирева – тема народа. Народные образы, картины
русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Балакирева характерен
также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской,
испанской).
За всю свою жизнь Балакирев написал не так уж много произведений. Творческая
неактивность композитора нередко вызывала удивление современников – ведь именно он
стимулировал творческую энергию своих друзей, порицал их за леность, а сам создавал так мало.
Однако причиной этому была вовсе не леность, а нечто другое. Балакирев был человеком,
обладавшим требовательным и безупречным вкусом. В любой музыке он сразу ощущал находку или
банальность, новизну или повторение старых штампов. От себя, равно как и от своих друзей он
требовал только нового, оригинального, индивидуального. В этом кроется секрет его чрезмерно
детального вмешательства в творческий процесс своих соратников. Но к себе он был ничуть не
менее требователен. Каждая написанная нота подвергалась жесточайшей критике авторского
внутреннего слуха – и не всегда ее проходила. В результате произведения могли создаваться
десятилетиями. Наиболее яркий пример –
«Первая симфония
». Еще в 1860-е годы всех своих друзей
он побуждал к созданию симфонии, считая ее вершиной жанровой системы. Свою же собственную
симфонию он начал в 1864 году, а закончил – в 1897.
Балакирев был единственным композитором «Могучей кучки», так и не написавшим
оперы. Замысел оперного произведения под названием «Жар-птица» так и не была осуществлен.
Единственное произведение Балакирева для театра – музыка к трагедии Шекспира
«Король Лир»
,
которая включает в себя увертюру, симфонические антракты и др. номера для оркестра. В целом,
наиболее крупными созданиями Балакирева стали произведения для симфонического оркестра.
Кроме двух симфоний, сюда входят различные
увертюры
– на тему испанского марша, данного
автору Глинкой (1857, 2-я редакция 1886), на темы трех русских песен (1858, 2-я редакция 1881),
Чешская увертюра (написанная под впечатлением от поездки в Прагу, 1867, 2-я редакция 1905). Так
же в ряду произведений Балакирева находятся симфонические поэмы «Русь», «Тамара» (1882) и
Сюита в трех частях (1901-1909, завершена С. М. Ляпуновым).
Как концертирующий пианист он сочинял много музыки с участием фортепиано, в т. ч.
два фортепианных концерта (1-й 1855, 2-й 1862-1910, окончен С. М. Ляпуновым), Октет (1856), а
также просто фортепианной – среди них фантазия
«Исламей»
(как и "Тамара", связанный с
впечатлениями от поездок в 1860-е годы на Кавказ, 1869), соната (1905), множество фортепианных
миниатюр, транскрипций и переложений вокальной и симфонической музыки и т. д. С работой
Балакирева в Придворной певческой капелле было связано создание хоровой музыки – в т. ч.
переложений для хора a cappella романсов Глинки и мазурки Шопена. Кроме того, на протяжении