186
испанского фольклора. В
«Вальсе-фантазии»
открыл дорогу симфонизации танца, балетным
образам Чайковского и других русских музыкантов. В романсах показал лирическое богатство и
неисчерпаемые возможности союза русской лирической поэзии и музыки.
Развитие национальной темы в музыке продолжил младший современник Глинки
Александр Сергеевич Даргомыжский
(1813-1869). Новаторство Даргомыжского выразилось в
поиске новых выразительных средств в музыке. Основным средством создания индивидуального
образа служило для Даргомыжского музыкальное воспроизведение интонаций живой человеческой
речи. Его опера
«Русалка»
, в основу которой был положен пушкинский сюжет, знаменовала
рождение нового жанра - народно-бытовой психологической драмы. Даргомыжский обогатил жанры
вокальной лирики: песня
«Старый капрал»
, сатирико-комические песни
«Червяк»
и
«Титулярный
советник»
.
Существенный вклад в развитие в русской музыкальной культуры внесли современники
Глинки
А. А. Алябьев
,
А. Е. Варламов
,
А. Л. Гурилев
, известные сегодня, в основном, как авторы
романсов.
Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная
школа. Музыкальное искусство решало задачи, связанные с развитием национального музыкального
языка и освоением новых жанров. Последовательная попытка модернизации русского общества
принесла прекрасные плоды в сфере музыкального образования. Накануне реформ в Петербурге и
Москве было создано Русское музыкальное общество – первая крупная концертная организация,
которую материально поддерживала императорская фамилия. На основе музыкальных классов РМО
родились первые русские консерватории в Петербурге (1862, основатель и директор АХ.
Рубинштейн) и в Москве (1866, основатель и директор Н.Г. Рубинштейн).
Музыкальное искусство этих лет удивительно разнообразно по жанрам. Подлинных
высот своего развития достигает оперное творчество, охватившее сюжеты русской истории,
культуры, быта, психологию национального характера. Рождается многочастная симфония,
инструментальный концерт — эти жанры ранее не встречались в отечественном искусстве. По-
прежнему почетное место занимает романс, в котором существенно углубляется лирико-
психологическое содержание.
В конце 50 - начале 60-х гг. XIX в. сложилось творческое содружество русских
композиторов
«Могучая кучка»
, известное также под названиями
«Новая русская музыкальная
школа»
, Балакиревский кружок. В состав «Могучей кучки» входили М. А. Балакирев (глава и
руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корсаков, а некоторое
время также H. H. Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н. В. Щербачёв. Творческая программа и
эстетика «Могучей кучки» сложились
под влиянием демократической идеологии 60-х гг.
, в
особенности взглядов художественного критика В. В. Стасова, который дал кружку само
наименование «Могучая кучка».
Будучи наследниками и продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С.
Даргомыжского, композиторы «Могучей кучки» искали вместе с тем новые формы для воплощения
тем и образов из отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к
насущным передовым запросам жизни. Образы народного быта, сказки и эпоса занимают большое
место и в симфонических произведениях, носящих большей частью программный характер, и в
камерном вокальном творчестве композиторов «Могучей кучки». Члены Содружества высоко
ценили народную песню, которая была одной из важнейших основ музыкального языка их
сочинений. «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать в середине 70-х гг., но
её идеи и творческие принципы оказали плодотворное воздействие на дальнейшее развитие русской
музыки и формирование различных национальных школ.
Милий Алексеевич Балакирев
(1836-1910) –
руководитель «Могучей кучки»
и одна
из самых трагических фигур истории русской музыкальной культуры XIX века. Большую часть
своей жизни он посвятил активной музыкально-общественной деятельности, которая не всегда
находила соответствующего отклика современников. Самым главным и трудным его начинанием
стало создание в 1862 году совместно с Г. Я. Ломакиным
Бесплатной музыкальной школы (БМШ)
,