Стр. 191 - 2

Упрощенная HTML-версия

191
направленность осознанно и неосознанно проявилась в поэзии – В. Брюсов, А. Белый, А. Блок; в
живописи – М. Врубель; в музыке – А. Скрябин.
Кроме того, своё предельное выражение находит такая черта русской культуры как
религиозность
– примат веры над разумом. Начинается
поиск не просто новых ценностей, а
вечных ценностей
: абсолютное добро, вечную красоту и внеисторическую мудрость. Причём, как
утверждал Л.П. Карсавин, религиозность находила выход и в «воинствующем атеизме», который
тоже по своему эмоциональному накалу является верой. Интересной особенностью тех лет явилось
то, что часть интеллигенции обратилась к православию, видя в нём альтернативу революционному
движению. Появилось стремление преодолеть отчуждение между интеллигенцией и церковью.
Поэтому особое значение в культуре приобретает
теософия
. Возникли идеи о новом христианском
сознании, о преодолении кризиса цивилизации с помощью религии, о грядущем единении науки и
веры. Так, в 1908 году по инициативе Бердяева в Петербурге было открыто религиозно-философское
общество во главе с митрополитом Сергием. Одновременно в Москве было организовано общество
«Памяти Вл. Соловьёва», где главной фигурой был С.Н.Булгаков.
Произошло
обновление сущностных воззрений на мир и его образ в культуре и
искусстве
. Более того, изменился социальный статус культуры и искусства.
Культура приобрела
самостоятельное значение, самоценность.
Доказательством этого явилось создание большого
числа творческих объединений, художественных студий, религиозно-философских обществ,
различных кружков по интересам и журналов.
Серебряный век продолжает традиции русской культуры, её правдоискательство
,
но при этом меняет направленность данного процесса. В арсенал общезначимых духовных
ценностей входят представления
о свободе творчества и творческой индивидуальности
94
. В связи
с этим появляются новые художественные направления, весьма своеобразно трактующие привычные
на первый взгляд вещи. Русский культурный ренессанс отличался чрезвычайным разнообразием
форм творчества и, что немаловажно, достижением творческих вершин в различных направлениях.
Другая черта «серебряного века» выражалась в резком
увеличении интереса к
достижениям культуры Киевской и Московской Руси
. Архитектура, иконопись, прикладное
искусство того периода истории уже не казались непонятными и примитивными. Творцы
серебряного века с большим интересом изучали русский фольклор и славянскую мифологию.
То есть в культуре наметилось две тенденции: одна связана с ориентацией на
принципиально новое, на будущее, другая – с русской традицией, прошлым. Другими словами, для
серебряного века чрезвычайно
актуальны понятия «вчера» и «завтра», которые оттеснили на
второй план понятие «сегодня».
Возможно, русская культура серебряного века находилась на грани качественных
перемен, которые были перечёркнуты революцией. Исторически серебряный век начал умирать с
октября 17 года, что сопровождалось отдельными творческими достижениями, особенно в области
поэзии.
Эстетическая гармония серебряного века не вписывалась в суровую реальность
пролетарской революции и гражданской войны.
ФЕНОМЕН МЕЦЕНАТСТВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ РУБЕЖА ВЕКОВ
По словам Станиславского, «чтобы процветало искусство, нужны не только художники,
но и меценаты»
95
. Русские меценаты были выходцами из семей богатейших промышленных и
купеческих династий. Целая плеяда русских купеческих фамилий вошла в историю только потому,
что её представители спонсировали развитие различных направлений культуры.
94 Галин С.А. Отечественная культура XX века. М.,2003. С.24.
95 Цит. по: Думова Н.Г. Московские меценаты. М.,1992. С.5.