179
Дружеские отношения с великим поэтом, влияние романтических поэм Пушкина на
творчество Кипренского, преклонение последнего перед высоким даром первого поэта в России – все
это обусловило значительность поставленной перед живописцем задачи. И Кипренский превосходно
справился с нею. От портрета веет озаренностью вдохновения. Художник запечатлел не милого
друга веселой юности, не простого писателя, а великого поэта. С удивительной тонкостью и
мастерством Кипренский передал момент творчества: Пушкин словно прислушивается к только ему
слышимому, он – во власти поэзии. Вместе с тем, в строгой простоте облика, грустном выражении
глаз ощущается зрелость поэта, много пережившего и передумавшего, достигшего зенита
творчества.
Кипренский, участвовавший в создании нового художественного направления, сумел
найти и выразить в своих произведениях лучшие чувства и идеи своего времени, близкие и первым
русским революционерам, — гуманизм, патриотизм, свободолюбие. Вместе с тем, верный духу
романтической школы, художник, пренебрегая повседневностью, изображает людей в особые
моменты их жизни, в минуты сильного духовного напряжения или порыва, что позволяет выявить
высокие эмоциональные начала натуры – героическое или мечтательное
,
вдохновенное или
энергическое
– и создать «драматическую биографию» того или иного лица.
Не менее прославленным
портретистом
был
Василий Андреевич Тропинин
(1776-
1857), сын крепостного крестьянина, сам он освободился от крепостной зависимости в возрасте 45
лет. Мастерство принесло ему всеобщее признание и звание академика. Для живописи Тропинина
характерны простота, безыскусность, достоверность передачи бытовой обстановки, в которую он
помещал портретируемую модель. В многочисленных «Кружевницах», «Золотошвейках»,
«Гитаристах» Тропинин воссоздает не только образ персонажа, но и включает его в конкретный
бытовой контекст. В знаменитой «Кружевнице» (1823) художнику удалось показать процесс работы
с кружевом с помощью многих реалистических деталей. Сам же образ героини несколько
идеализирован в духе раннего русского романтизма.Одна из лучших его работ – портрет сына
Арсения. Тропинин является также автором одного из прижизненных портретов А. С. Пушкина
(1827 г.).
Родоначальником бытового жанра в русском искусстве явился
Алексей Гаврилович
Венецианов
(1780-1847). В первой половине столетия он являлся художником, в творчестве
которого наиболее полно отразились черты
сентиментализма
. Венецианова привлекало
изображение деревенской жизни. Деревня на его полотнах таких, например, как «Утро помещицы»,
«Гумно», «На пашне. Весна» предстает в сильно идеализированном виде. Но все же сам факт
обращения к народному быту является свидетельством определенного этапа в развитии живописи,
приведшем впоследствии к формированию реализма в искусстве.
Образы крестьян в интерпретации Венецианова отличаются степенностью и
достоинством. Они – люди труда, художник постоянно изображает их в работе. А добрые приятные
лица, живые глаза крестьян свидетельствуют об уме и богатстве внутреннего мира.
Величайшим мастером романтической живописи был
Карл Павлович Брюллов
(1799-
1852). Окончив с золотой медалью Академию художеств, Брюллов уехал в Италию. В своем
искусстве художник сочетал лучшие традиции академической школы, эмоциональность романтизма
и стремление к исторической правде, которое позволяет говорить об элементах реализма в его
творческой манере. Мертвенность канонов классицизма Брюллов преодолевает романтическим
стремлением наполнить образ живым чувством, жизненной убедительностью, стремлением передать
цветовое богатство реального мира. В своих наиболее значительных произведениях художник
принадлежит тому направлению русского романтизма середины столетия, в котором формировались
элементы реалистического художественного мировосприятия.
К. П. Брюллов получил признание и славу уже при жизни. Его картина
«Последний день
Помпеи»
стала настоящим событием в культурной жизни того времени. Художник изобразил
захватывающую драматическую картину гибели города и его населения. Стихия с уничтожающей
силой обрушилась на человека и творение его рук. Две темы переплетаются в произведении
Брюллова: тема гибели, разрушения и тема необычайной высоты человеческого духа, тема любви и
самопожертнования.