176
Заметный вклад в архитектурное искусство был сделан
Иваном Петровичем Витали
(1794 ─ 1855). Он является представителем
классицизма
и автором
фонтана на Театральной
площади
в Москве(1835),
ангелов у светильников на углах Исаакиевского собора
(1794-1855),
памятника Павлу I в Павловске
, а также точного по характеристике
портретного бюста Пушкина
(1837).
В 1833 году первое крупное произведение из кованой меди –
шестерку коней,
впряженных в колесницу Славы
на аттике Нарвских ворот – создаёт
Петр Карлович Клодт
. Этот
российский скульптор прославился прежде всего своими бронзолитейными работами. Воинской
дисциплинированностью и умением оперативно выполнять ответственные правительственные
заказы он снискал симпатию императора Николая I. В то же время царю импонировала и сама
творческая манера Клодта, его
строгий, но весьма эффектный, полный парадного величия
классицизм
.
Мастер работал как по чужим моделям, так и по собственным эскизам, чаще всего
рассчитывая на перевод финального варианта в бронзу. Популярными символами северной столицы
стали самые известные его произведения —
четыре группы укротителей коней для Аничкова
моста
(1833-1840). Иконографически восходящие к античной группе с укротителями-Диоскурами,
композиции эти, четкие и динамичные по силуэту, проникнуты идеей властного разума,
усмиряющего стихийное буйство. Это было актуально в тот период, так как целый ряд стран Европы
охватило революционное брожение. Копии этих групп были позднее установлены в Петергофе,
Стрельне, подмосковных Кузьминках, а также в Берлине и Неаполе. Примечательно, что в процессе
работы мастер сам освоил литейное дело, после того как внезапно умер его постоянный сотрудник В.
П. Екимов, выдающийся знаток художественного литья (1838).
В 1845-1850-е гг. Клодт оформил своими
рельефами на тему «Лошадь на службе у
человека»
служебный корпус Мраморного дворца. Торжественно патетичен созданный под его
руководством (по модели В. И. Демута-Малиновского) киевский
памятник князю Владимиру
,
«равноапостольному» крестителю Руси (1853). К этому произведению близоки по стилистике
многочисленные бронзовые
рельефы для Исаакиевского собора
(1844-1847) и
конный монумент
Николаю I на Исаакиевской площади
в Петербурге (совместно со скульпторами Р. К. Залеманом и
Н. А. Рамазановым; архитектор А. А. Монферран; 1856-1859). Памятник Николаю I сам по себе
достаточно импозантный и, к тому же представляет собой и настоящий инженерный шедевр,
укрепленный сзади лишь на двух опорах и благодаря этому буквально «парящий» в воздухе.
В отличие от выше перечисленных произведений мастера, в знаменитом
памятнике
баснописцу И. А. Крылову
в Летнем саду (1848-1855) проступили черты более приватного и
непринужденного романтизма: добрый «дедушка Крылов» задумался здесь над рабочей тетрадью,
возвышаясь над живописными группами своих героев, представленных в технике высокого рельефа
на пьедестале.
Тонкое искусство лепки ярко проявилось в малоформатных, «кабинетных» композициях
Клодта («Русский витязь», 1851; и др.), их тиражные отливки до сих пор пользуются большой
популярностью среди коллекционеров.
Крупным мастером ваяния второй половины XIX века был
Марк Матвеевич Ан-
токольский
(1843-1902). С большой симпатией скульптор относился к передвижникам, к их
поискам
«правды в искусстве»
, противостоявшей обветшавшим канонам академизма. Он даже
участвовал в выставках Товарищества передвижников. В своём творчестве Антокольский тяготел к
историческим темам и обобщенным реалистическим образам
.
Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором
воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта («Портной», 1864; «Скупой»,
1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее
фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь
острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число
крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются
созданные им образы
Ивана Грозного
, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в
Русском музее, мраморный, 1875 – в Третьяковской галерее), и
Петра I
(1872, бронзовая статуя