175
РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА СКУЛЬПТУРЫ В XIX ВЕКЕ
Развитие скульптуры тесно связано с развитием архитектуры. Использованию
скульптуры
в зодчестве ампира
придавалось особое значение. Архитектор работал в тесном
содружестве с ваятелем, причем не с ремесленником-лепщиком фасадного декора, как раньше, а с
равным себе по таланту мастером.
Изменился и характер скульптуры. В эпоху барокко она была чисто декоративной,
«украшательской» – маски, картуши, рокайли. Теперь же
скульптура как бы «заговорила
», стала
«объяснять» идейный замысел архитектурного сооружения. Адмиралтейство, арка Главного штаба,
Биржа имеют только им присущее скульптурное убранство. В каждом случае скульптура раскрывает
характер сооружения, несет в себе
идеи гражданственности и патриотизма
.
Особенно много работ, органично включенных в различные архитектурные ансамбли,
было создано скульпторами
Степаном Степановичем Пименовым
(1784-1833) и
Василием
Ивановичем Демут-Малиновским
(1779-1846). Они создали основной тип декора ампира с
изображением оружия, воинов, знаков славы в виде венков, лент, гирлянд. Произведения, созданные
совместно этими мастерами,
проникнуты патриотическим пафосом и являются замечательными
образцами русского
классицизма
.
Примером могут служить
скульптурное оформление
Горного
института
(1809-11) и
Михайловского дворца
, ныне Русский музей (1823-25) в Санкт-Петербурге,
а также
Колесница Славы на Триумфальной арке Главного штаба
(1827-28).
В 1804-1818 гг. скульптор
Иван Петрович Мартос
(1754 ─ 1835), чья творческая
карьера началась еще в XVIII столетии, создает
памятник Минину и Пожарскому
. Идея создания
такого памятника принадлежала Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств.
Проект Мартоса выиграл конкурс, оттеснив проекты таких известных скульпторов как Ф. Ф.
Щедрин, И. П. Прокофьев, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов. Средства для строительства
памятника были собраны по общественной подписке. Работа над ним совпала с Отечественной
войной 1812 года, поэтому в памятнике воплотились настроения патриотического подъема,
охватившие русское общество в связи с отражением нашествия войск Наполеона.
На первых эскизах фигуры получались несколько излишне патетическими и
театральными. В последующих эскизах подчеркивается значение Минина, его решающая роль в
организации отпора оккупантам. Бронзовые фигуры выдержаны в тоне гражданского пафоса,
суровой торжественности. Роль горожан отражена в бронзовых рельефах на гранитном постаменте.
Готовый памятник транспортировали для установки водным путем из Петербурга в
Москву в 1818 году. Скульптор вопреки воле Александра I настоял на выбранном им месте — в
центре Красной площади, ближе к классицистическому зданию Торговых рядов, так, чтобы
скульптура смотрелась четким силуэтом на фоне его главного портика. Жест Минина обращен в
сторону Кремля. Позднее памятник переместили к храму Василия Блаженного. За его создание
Мартос получил звание действительного статского советника и ежегодную пенсию. Крупными
работами Мартоса являются также
памятник Павлу I
(1807) в Павловске,
Э. Ришелье
в Одессе
(бронза, гранит, 1823-1828),
памятник Александру I
в Таганроге (бронза, гранит, 1828-1831),
Ломоносову
в Архангельске (1826-1829).
Мартос проявил себя и как
крупный мастер монументально-декоративной
скульптуры:
статуя
«Актеон»
для большого каскада Петергофа (1801, золоченая бронза), рельеф
«Моисей источает воду из камня»
на аттике Казанского собора в Петербурге (1804-1807,
известняк), бронзовая статуя
Иоанна крестителя
, украшающая портик Казанского собора, а также
фигуры
четырех евангелистов
.
В 25-ю годовщину разгрома наполеоновской армии на площади перед колоннадой
Казанского собора (в северном приделе которого находился прах Кутузова) были установлены
памятники
Кутузову и Барклаю - де - Толли
. Автором этих замечательных монументов был
скульптор
Борис Иванович Орловский
(1796-1837). Благодаря ему, Казанский собор превратился в
памятник русской воинской славы. Особенностью творчества Орловского являлось
сочетание
портретного сходства изображений с классицистическими строгостью и величавостью
.