Стр. 165 - 2

Упрощенная HTML-версия

165
Этим отличалось и творчество крупнейшей актрисы классицистического репертуара
Екатерины Семеновой
«Говоря о русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только о
ней», — писал Пушкин в 1820 году. Однако классицистическая манера игры для начала XIX века
являлась уже устаревшей, мало понятной не только зрителям, но и самим актерам.
В театральном действии зритель начала XIX века наряду с веселой занимательностью
искал «подобия жизни», причем современной жизни с ее современными проблемами и конфликтами,
у героев – подобие обыкновенных человеческих чувств и переживаний.
Поэтому уже
в первом десятилетии XIX века
сентиментализм
с его
преимущественным вниманием к внутреннему миру человека, с его демократическими устрем-
лениями закономерно приобретает популярность и в литературе, и в театре.
Так,
Н. И. Ильин
в пьесе «Великодушие, или Рекрутский набор» обращается, подобно
Карамзину в «Бедной Лизе», к изображению крестьянской жизни. В основу сюжета драматургом
положен случай незаконной сдачи в рекруты крепостного, которого местные власти хотели удалить
из-за личных мотивов. Действие происходит не в помещичьей, а в государственной деревне, и автор,
таким образом, критикует крепостное право не как произвол отдельного тирана, а как
общегосударственное явление. В пьесе угнетателям противопоставлен крестьянский мир,
сохранивший первоначальную чистоту человеческих отношений. Образы крестьян отличаются
чувством справедливости, человеческого достоинства, доброты, самоотверженности.
В струе сентиментализма развивалось творчество и другого драматурга начала XIX века
В. М. Федорова
. Федоров был необыкновенно плодовитым драматургом, в короткий срок им был
написан ряд пьес «Любовь и добродетель», «Лиза, или Следствие гордости и обольщения », «
Клевета и невинность », « Русский солдат, или Как хорошо быть добрым гражданином» и др.,
исполненных самых верноподданнических чувств, квасного патриотизма и восхваления крепостного
права.
Таким образом, сентименталистская драма в русской драматургии получила
двойственное развитие. Тенденции сентиментализма способствовали усилению в искусстве идей
народности, социального гуманизма, интереса к внутреннему миру человека. В этом отношении
сентиментализм подготовил формирование революционно-романтической эстетики декабристов. С
другой стороны, произведения, подобные драмам Федорова, положили начало псевдонародной
монархической драмы.
В построении драматических произведений писатели-сентименталисты отказались от
эстетических канонов классицизма. Действие пьесы, не ограниченное условностями (единством
времени, места и действия), развивалось свободно в соответствии с ведущим конфликтом сюжета.
Но, подобно классицистической трагедии, сентиментальная драма сохраняла нравоучительный,
морализирующий характер. В заключительном акте пьесы порок, как правило, подвергался
наказанию, добродетель торжествовала.
В актерском искусстве сентиментализм выражался в усиленной чувствительности,
однако при сохранении многих прежних правил сценического поведения. Например, так же, как и в
классицистической трагедии, в сентиментальной драме (а позднее в драме романтической) грим,
интонации, мимика героя положительного резко отличались от отрицательного героя. Главным для
актера в сентиментальной драме было выразить сочувствие, жалость, умиление по отношению к
положительным, добродетельным персонажам. Особенно трогательно разыгрывались сцены
раскаяния, прощания и т. п. Так, большую популярность в Петербурге в 1800-х годах приобретает
актриса
А. Д. Каратыгина
.
Так же как и в литературе, век сентиментализма в русском театре был непродолжителен.
Однако отдельные черты этого художественного направления сохранялись довольно долго и в
драматургии, и в сценическом искусстве. Сентиментализм подготовил распространение другого
художественного направления –
романтизма
, оставившего более значительный след в русском
искусстве. Романтизм как художественное течение в русском театральном искусстве
распространяется преимущественно
со второго десятилетия XIX века
.
В социальном и художественном плане театральный романтизм имел некоторую
общность с сентиментализмом. Как и сентименталистская, романтическая драма, в противовес