164
Первые десятилетия XIX века наблюдается дальнейшее развитие русского театра: по-
прежнему возрастает популярность театрального искусства, на смену театру крепостному приходит
«вольный театр» – государственный и частный.
В начале XIX века в Петербурге их было несколько: это дворцовый театр в Эрмитаже,
Большой театр – огромное четырехъярусное здание, помещавшееся между Мойкой и
Екатерининским каналом, и Малый театр, построенный в 1801 году архитектором Бренна у
Аничкова моста. Наряду с русскими оперной, балетной, драматической труппами там выступали
иностранные – французская и итальянская.
В 1832 году по проекту известного архитектора К. И. Росси был построен прекрасный
драматический театр, оборудованный по последнему слову театральной техники и получивший
название в честь жены Николая I — Александры Федоровны — Александрийский.
Новыми театрами украсилась Москва. Здесь в 1806 году был открыт Малый театр,
ставший по преимуществу драматическим, А в 1825 году закончено было строительство Большого
театра.
Классицизм являлся основным направлением русского театра во второй половине XVIII
века. Однако уже
в середине первого десятилетия XIX века интерес к классицистической
трагедии снова пробуждается
, чему в значительной мере способствует творчество молодого
способного драматурга
Вячеслава Озерова
.
При сохранении некоторых традиционных элементов (соблюдение единства,
противопоставления добра – злу, чувства – долгу, приподнятого стихосложения и проч.) трагедии
Озерова, по существу, знаменовали уже
отход от классических форм
.
Например, в трагедии «Эдип в Афинах» в противовес античной трактовке автор
изображает героя пьесы
жертвою не рока, а общественной несправедливости
. Еще одна
особенность произведений Озерова привлекала публику –
умение автора на основе исторического
материала затрагивать современные социальные или политические вопросы
. Так в период
разгорающейся борьбы России с наполеоновской Францией драматург обращается к сюжетам
национальной истории, к героико-патриотической теме. Так, в 1807 году им была написана трагедия
«Дмитрий Донской», имевшая невиданный успех. Пьесами Озерова по существу завершался период
классической трагедии в русской драматургии.
Каноны классицистической трагедии получили развитие в творчестве многих русских
актеров провинциальных и столичных театров и оказались жизнеспособными на длительное время.
Блистательно утвержденные в конце XVIII века актером
Дмитриевским
, они не утратили своей
значимости до 30-х годов, когда увлекали зрителей в искусстве
Василия Андреивича Каратыгина
.
Вместе с тем каноны классической трагедии породили особую манеру актерского мастерства.
Условность содержания и структуры классицистической трагедии порождала и условность
исполнительской манеры. Облаченный в античную тогу и котурны трагический актер должен был и
соответствующе вести себя на сцене, выступать особой походкой: «с приподнятой осанкой», с
«несколько возбужденными движениями груди и всего тела». Голос должен быть особенно
звучным, полным, сильным, каждое слово должно произноситься «величественно и изящно».
Кроме того, поскольку действующие лица трагедии являлись олицетворением
определенных качеств человеческой натуры (нежность, коварство, простодушие и т. п.), то задачей
артиста становилась
предельно ясная их передача
, чтобы у зрителя не возникало сомнения в том,
кто перед ним – страдающая добродетель или вероломное коварство. Естественно, что
подобные
стремления воплощались целым рядом довольно примитивных приемов
.
В сценических руководствах конца XVIII века мы находим подробные указания о том,
как следует выражать дикцией или пластикой те или иные чувства. Так в гневе должен был звучать
«глас острый, жестокий, часто усекаемый», то есть прерывистый; в печали – «глас плачевный, но не
грубый, не громкий, медленный и ослабляющий»; в страхе слова нужно было произносить тихо,
низким голосом и словно заикаясь; в веселом настроении – произносить «пространно», весело, в
меру громко, прерывая речь восклицаниями. При этом жесты должны соответствовать интонации,
подчеркивать ее. В гневе или ревности движения должны быть «обильны» ми и острыми», брови –
насупленными, все тело – выпрямленным и напряженным.