Стр. 163 - 2

Упрощенная HTML-версия

163
родственных, но и чисто человеческих чувств. Картина уничтожения родственных уз, разрыва связей
между людьми составила тревожный фон и романа Достоевского «Братья Карамазовы».
Как аналитик русского быта и незаурядный автор зарекомендовал себя перед
читателями
Антон Павлович Чехов
(1860-1904). Чехов открыл новые пути в развитии
отечественной и мировой драматургии. В своих пьесах он отказался от традиции деления
персонажей на «положительных» и «отрицательных». Характер чеховских героев развивается на
основе многопланового анализа разных мотивов поведения. Чехов чутко уловил тревожную примету
времени –
отсутствие взаимопонимания между людьми
. Его герои отгорожены невидимой
стеной, они слушают, но не слышат друг друга, погружаясь в мир собственных переживаний.
Страдания обыкновенного человека, втянутого в эту подчас бессмысленную бойню,
были главным мотивом произведений Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888). Считая
человека и его жизнь величайшей ценностью, писатель в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Офицер и
денщик», «Из воспоминаний рядового Иванова» страстно протестует против всего, что мучит и
губит людей. Тема жизни и смерти, в философском осмыслении, доминировала в большинстве его
произведений. Гаршин ставит вопрос перед читателем: зачем мучения, зачем войны, если они не
меняют положение тысяч простых людей, не нарушают социальной несправедливости? В 1883 году
писатель завершил лучшее свое произведение – рассказ «Красный цветок». В этом рассказе поступок
душевнобольного приобретает в рассказе характер героической битвы с мировым злом.
При всем разнообразий творческих подходов и методов писателей второй половины XIX
века большинство стремилось нравственно воздействовать на читателей и видело в этом высшее
предназначение литературы. Отсюда та страстность и проповедничество русской беллетристики,
которые удивляли европейских писателей.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В XIX ВЕКЕ
Еще одним прямым следствием развития словесности в XIX веке можно считать
возрастание роли драматического театра в жизни общества
. Постепенно увлечение театром
захватывает все боле широкие слои дворянства. Крепостные театры многих вельмож, по отзывам
современников, достигли высокого художественного уровня. Зрителей восхищало богатство
постановок, изящество и музыкальность исполнения, удивляло сценическое мастерство крепостных
актеров.
Но по мере роста популярности сценического искусства
крепостной театр из «домаш-
ней» затеи превращается в коммерческое предприятие и становится театром публичным
. Так,
первое десятилетие XIX века отмечено появлением значительного числа крепостных публичных
театров.
Наибольшее количество находилось в Москве и Петербурге: из 103 городских
крепостных театров 53 действовали в Москве, 27 – в Петербурге и 23 – в остальных городах
Европейской России. Вместе с тем, значительным было распространение театральных заведений на
периферии: в Московской губернии было 63 театра, в Петербургской – 30, в Пензенской, Курской,
Орловской, Нижегородской – 5-7, Владимирской, Воронежской, Смоленской, Полтавской – 2-4 и,
наконец, в Вологодской, Волынской, Псковской, Симбирской – по 1 театру на губернию. Всего
около 170 театров в стране.
К началу 40-х годов
они практически прекращают свое существование, уступая место
частным труппам, состоящим из вольнонаемных актеров, и государственным театральным
коллективам
. Однако наследие крепостного театра имело немаловажное значение. Крепостной
театр послужил начальным этапом в развитии русского сценического искусства, он приобщил
просвещенные круги русского общества к театральным зрелищам, воспитал целое поколение актеров
для государственной и частной сцены. В первые десятилетия русский вольный театр пополнял свой
состав главным образом за счет крепостных актеров. Например, в труппе Московского театра
находилось немало актеров, оставшихся в крепостной зависимости и отданных «напрокат» своими
владельцами.