162
обращаясь ни к эпосу, ни к драме, ни тем более к бытовой прозе. Они стремились так или иначе
обойти вопросы социальной жизни, уходя от них в мир внутренних переживаний личности,
осознавая их в свете «вечных» вопросов жизни и смерти, или отдавались романтическому
восприятию природы.
Иное,
религиозное, нравственно-философское звучание
приобрёл
реализм
к середине
века в творчестве гениальных русских писателей Толстого и Достоевского. В своих произведениях
они ставят
под сомнение «новые ценности» «новых людей»
.
Романы
Федора Михайловича Достоевского
(1821-1881) наполнены поисками смысла и
идеала жизни. Исследуя насущные проблемы русской действительности, писатель обращался
к
общечеловеческим, вечным ценностям
. Размышления о будущем России объединялись с
характерными для Достоевского этико-философскими проблемами и, прежде всего, с
осуждением
морали «новых людей» и философии индивидуализма
, приводящей к «разъединению» людей.
Таким он описал каторжника Орлова в «Записках из мертвого дома».
В романе «Преступление и наказание» эта этико-философская проблема получает
дальнейшее развитие и строится на основе столкновения «теории» и «практики» Раскольникова и
христианского сострадания, человечности Сони Мармеладовой. Если в «Преступлении и наказании»
лишь один герой потерял веру, то в следующем крупном произведении Достоевского, романе
«Идиот», тлетворное влияние новых буржуазных отношений охватило всех действующих лиц. В
январе 1868 года Достоевский писал племяннице, что главной мыслью нового произведения будет
изображение «положительно прекрасного человека», но «труднее этого нет ничего на свете»
. В
страшном мире чистогана, где все продается и покупается и измеряется деньгами, появился
странный человек – князь Лев Николаевич Мышкин – бескорыстный, сострадательный, чистый
сердцем.
Нравственный кризис
, переживаемый человечеством, по мысли писателя –
религиозный кризис
. Потерявшие веру люди совершают преступления, как Рогожин («Идиот»),
нравственно деградируют, становясь выразителями мирового зла, как Николай Ставрогин («Бесы»),
образ которого как бы завершил многолетние раздумья Достоевского над демонической «сильной
личностью». Религия, любовь и самопожертвование только одни, по убеждению Достоевского, могут
спасти мир.
Центральной темой произведений Льва Николаевича Толстого (1828 –1910) являлась
тема нравственного начала
. В романе «Война и мир» Толстой не только воссоздает жизнь
различных слоев русского общества, но и рассматривает проблему соотношения роли народа и роли
личности в истории, оценивая всё через призму вечных ценностей. Пьер Безухов так же, как князь
Мышкин, во многом выражает идейно-нравственные искания писателя. Через образ Пьера Безухова
Лев Николаевич
даёт нравственную интерпретацию войны как величайшего зла.
Психологически точно и правдиво в романе показывается, как облагораживает человека отказ от
личных интересов во имя общего дела.
В романе «Анна Каренина» (1873-1877) Толстой описывает трагедию женщины,
находящейся во власти разрушительной «преступной» страсти. Писатель обнажает основы светского
общества, показывает
распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев
. А. А. Фет,
написавший одну из первых критических работ об «Анне Карениной», в письме к Толстому отзы-
вался о романе, как о «строгом, неподкупном суде всему нашему строю жизни», и добавлял – «а
дело-то выходит бедовое».
Тема семьи приобрела в 70-е годы особо актуальное значение, поскольку развитие
буржуазных отношений заметно сказывалось на семейных ценностях. К семейной теме обратился и
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
(1826 – 1889) в романе
«Господа Головлевы»
. Так же, как
и Толстой, он видит
в распаде семьи признак духовного нездоровья русского общества
.История
семьи Головлевых – это история ее нравственного разложения. В отличие от многих помещичьих
семей, Головлевы в пореформенные годы не оскудели, а наоборот, значительно разбогатели. Диа-
лектика души собственника демонстрировалась автором на примере Порфирия («Иудушки»)
Головлева, обогащению которого соответствовало внутреннее опустошение, утрата не только