Стр. 161 - 2

Упрощенная HTML-версия

161
только наделены высокими нравственными достоинствами, но волей и энергией, поэтому жизнь
свою они могут строить согласно своим принципам. Независимые в своих суждениях,
трудолюбивые, они стремятся не только к личному счастью, но и к общему благополучию и к тому,
чтобы
«помогать этому скорее прийти».
Наряду с представителями новой плеяды разночинной интеллигенции возник и
новый
образ передовой русской женщины
, которая должна занять равное с мужчиной положение в
общественной жизни, достичь полной самостоятельности. Счастье ее не только в любви, в семейной
жизни, но и в полезной трудовой и общественной деятельности.
Роман Чернышевского полон размышлениями автоpa о прошлом, настоящем и будущем
России. Причем и в настоящем и в будущем страны огромную роль должны были сыграть именно
«новые люди»
. На них возлагались надежды по преобразованию русской жизни. Можно
предполагать, что имелось в виду и революционное воздействие. Но создание общества социального
равенства могло произойти лишь при условии перевоспитания, морального совершенствования
людей.
Совершенно
иные образы «новых людей»
и иные связанные с ними проблемы
предстают в известнейшем романе
Ивана Сергеевича Тургенева
(1818-83)
«Отцы и дети».
Евгений
Базаров, так же как герои романа «Что делать?», — разночинец, так же как они, он честен,
принципиален, убеждения его прогрессивны и демократичны. Но он
лишен многих
привлекательных черт
, которыми Чернышевский наградил Лопухова и Кирсанова. Базаров
некрасив — «волосатый», с красными руками, резкость его суждений, порой доходящая до грубости,
бывает неприятна.
Базаров — отрицатель
, или как, его называют, нигилист, то есть человек,
который, по словам автора, «ко всему относится с критической точки зрения... не склоняется ни
перед какими авторитетами...».
Актуальным для русских писателей с середины века стал
крестьянский вопрос
.
Дмитрий Васильевич Григорович
(1822-1899/1900) был одним из первых писателей, изобразивших
жизнь крепостной деревни. Его повести «Деревня» (1846), «Антон Горемыка» (1847) рассказывали о
нищете, забитости и бесправии крестьян. Крестьянская тема интересовала и Тургенева: в «Записках
охотника» он создал глубоко лиричные образы крестьян, одновременно выражаяч протест против
крепостного права.
Крестьянская тема стала определяющей в поэзии
Николая Алексеевича Некрасова
(1821 –1877), одного из немногих писателей в истории не только русской, но и мировой литературы,
так тесно связанного с народом. Описывая быт русской деревни, Некрасов был далек от идеализа-
ции крестьянской жизни, он правдиво писал о непосильном, подневольном труде пахарей, голоде и
нищете, о тяжкой женской доле:
В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать...
В отличие от Тургенева, Решетникова и многих других авторов «крестьянских»
повестей, Некрасов
хотел видеть в крестьянстве опасную, роковую силу:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная –
Гневна, грозна – и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям!
Параллльно с критическим реализмом в русской литературе успешно развивалась
другая тенденция –
этико-философского романтизма
, которая была представлена довольно
большой группой поэтов-лириков. Среди них были представители старших поколений: Н. М. Язы-
ков, С. П. Шевырев, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев и молодые, начинающие поэты: А. А, Фет, А. Н.
Майков, Н. Ф. Щербина, Я. П. Полонский, Л. А. Мей. Они проявляли себя по преимуществу или
даже исключительно
в области пейзажной, любовно-элегической и философской лирики
, почти не