Стр. 160 - 2

Упрощенная HTML-версия

160
сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение «Мертвые души»,
названное самим писателем поэмой.
На середину века пришелся расцвет творчества графа
А. К.
Толстого
(приходившегося
Л. Н. Толстому троюродным братом). Из наиболее известных произведений Толстого следует
назвать стихотворение, впоследствии ставшее популярным романсом «Колокольчики мои», и
исторический роман «Князь Серебряный».
Особое значение, которое приобрела в I половине XIX века литература, обусловило
появление литературной критики как самостоятельного жанра. Высшие достижения в этой сфере
связаны с именем
Виссариона Григорьевича Белинского
(1811-1848), значение творчества которого
выходит далеко за пределы узколитературоведческих вопросов. В. Г. Белинский был одним из тех
мыслителей, усилиями которых утверждалось высокое гражданственное звучание русской
литературы. Во многом благодаря В. Г. Белинскому литературная критика в России стала
пространством идейной борьбы, форумом, на котором обсуждались важнейшие вопросы жизни
общества, трибуной, с которой передовые идеи шли в массы.
Обострение политических конфликтов, развитие общественной жизни, наконец,
изменения, произошедшие в сознании людей, требовали теперь от писателей не простого
изображения каких-либо событий, а объяснения сложных явлений бытия.
По словам Н. В.
Шелгунова, «в 60-е годы, точно чудом каким-то, создался внезапно совсем новый, небывалый
читатель с общественными чувствами, общественными мыслями и интересами, желающий думать об
общественных делах, желавший научиться тому, что он хотел знать».
Литературе придавалось значение
своего рода
«учебника жизни»
. Стихи, проза,
публицистические статьи писателей и критиков возбуждали живейший интерес просвещенного
общества. Наступившая эпоха новых буржуазных отношений внесла существенные изменения в
мироощущения людей. Романтический накал страстей в литературе и жизни сменился трезвым
прозаическим восприятием. В качестве господствующего направления в литературе
на всем
протяжении второй половины XIX века утвердился реализм, который в тот период носил в
основном ярко выраженный социально-обличительный характер
. Основу этого направления в 60-
70-е годы составила творческая деятельность писателей, в свое время образовавших так называемую
«натуральную школу»
— Некрасова, Григоровича, Достоевского и более поздних крупнейших ху-
дожников-реалистов: Тургенева, Островского, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого. При всем различии
творческих начал их объединяло обостренное
внимание к российской действительности
,
обличение социальной несправедливости, народолюбие и гуманизм. Также отметим аналитический
подход, а также широкомасштабность художественного мышления, когда человеческая
индивидуальность рассматривалась и оценивалась на фоне общенародной жизни, в соотнесении с
ней.
Тематика литературных произведений носила в основном
национальный характер:
современные русские люди, с их чувствами и проблемами, русская жизнь, русский пейзаж прочно
вошли в поэзию и прозу.
Вместо впечатляющего романтического героя-красавца с пламенными
очами в литературу пришел скромный, часто малопривлекательный наружно персонаж, но
наделенный высоким духовным потенциал лом
. Такими предстают, например, герои романов Л.
Толстого: Кутузов в «Войне и мире» — пожилой, обрюзгший, одноглазый; Пьер Безухов —
рассеянный увалень в очках.
Животрепещущим для русского общества являлся
: вопрос о дальнейшей судьбе России
— как дальше развиваться стране, продолжать ли начатое дело реформ или повернуть вспять?
Какими идти путями — решительной революционной ломки всего отжившего или медленного
постепенного преобразования? Какие силы должны возглавить и совершить это? и т. д. и т. п.
Одним из наиболее ранних и значительных произведений на эту тему стал
философско-
утопический роман Николая Гавриловича Чернышевского
(1828-1889)
«Что делать?».
Образы
«новых людей», созданные в романе, воспроизводили не только и не столько современных автору
единомышленников, уже появившихся в русском обществе, но и будущее их поколение. Так, в
Рахметове с его аскетизмом, фанатичной преданностью делу революции скорее
угадывается не
шестидесятник, а герой «Народной воли» конца 70-х годов
. Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна не