159
«Одиссея» Гомера. Император ценил заслуги Жуковского: ему было доверено воспитание
наследника престола, будущего Александра II. А в 1841 г. Жуковский был избран академиком
Петербургской АН.
Помимо него представителями романтизма были
поэты-декабристы
К. Ф. Рылеев, В.
К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский. Идейная основа их творчества,
конечно, очень отличается от романтизма Жуковского. В ней
преобладает поэзия борьбы, свободы,
она гораздо более оптимистична
. Иначе как романтическими нельзя назвать и
ранние
произведения
Александра Сергеевича Пушкина
(1799-1837) и
Михаила Юрьевича Лермонтова
(1814-1841).
Пушкин относится к числу тех писателей, чей творческий путь был отмечен обращением
к различным художественным направлениям. Как уже было сказано,
ранний Пушкин
–
романтик
,
в его произведениях можно даже обнаружить некоторое
влияние сентиментализма
. В то же время
он родоначальник русского реализма
. Его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван В. Г.
Белинским «энциклопедией русской жизни».
На первый взгляд Онегин напоминает излюбленный тип романтического героя –
разочаровавшийся в жизни, уставший от великосветского общества молодой человек, стремящийся к
уединению в деревенской глуши. Однако, внимательно вглядевшись в его образ, нетрудно заметить,
что
сам автор отнюдь не считает затворничество Онегина благородным и поэтичным и не
пытается убедить в этом читателя. Это не романтический «идеал».
Пушкин рисует
реалистический портрет человека, который «играет» для самого себя одинокого романтического
героя. «Заигравшись», Онегин не смог оценить искреннего чувства в совсем не соответствующей
романтическим канонам, не «таинственной», не «роковой» деревенской барышне Татьяне. Для
Онегина дороже оказывается его красивая поза, за что он и расплачивается в итоге. Помимо
«Онегина» выдающимися образцами реализма в творчестве Александра Сергеевича являются
историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский».
Трагической была гибель поэта. Конфликт, разгоревшийся при молчаливом
попустительстве великосветского окружения, привел к дуэли, необходимость участия в которой
была продиктована понятиями дворянской чести, к которым сам Пушкин относился очень серьезно.
Пушкин был убит в возрасте 37 лет.
Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник
Михаил
Юрьевич Лермонтов
. Ранние произведения Лермонтова – это в основном любовная лирика. Однако
со временем в его поэзию наряду с темой трагичной, несчастной любви входит гражданская
тематика. Известность ему принесло стихотворение «На смерть поэта», посвященное гибели
Пушкина. За ним последовали «Родина», «Бородино». Как и его великий предшественник, Михаил
Юрьевич в своем творчестве
сочетал романтизм и реализм
. Поэзия романтического одиночества и
противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовского
реализма считается роман «Герой нашего времени». Драматургический талант писателя отразила
пьеса «Маскарад», написанная в 1835 г.
Дальнейшее развитие литературы было связано с
укреплением позиций реализма
.
Важной вехой в этом процессе было творчество
Николая Васильевича Гоголя
(1809-1852). Его
считают первым писателем так называемой
«натуральной школы»
в русской литературе, т. е. того
течения, которое сейчас принято именовать «
критическим реализмом
». Наследие Гоголя
многообразно. Это и колоритные зарисовки быта малоросских помещиков в повестях «Миргород», и
наполненные фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе
близ Диканьки», и мистичные «Петербургские повести» в которых гротеск, фантастика («Нос»)
сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью «маленького
человека» («Шинель»).
В 1835 г. Николай Васильевич закончил комедию «Ревизор», сюжет которой был
подсказан ему Пушкиным. Комедия
без положительного героя
, в образах вороватых
провинциальных чиновников она демонстрировала портрет всей чиновно-самодержавной
Российской империи. Не случайно фраза городничего в финальной сцене: «Над кем смеетесь? Над
собой смеетесь» воспринималась как адресованная в зрительный зал. Своеобразным сочетанием