158
эпическим жанрам,
таким как роман, опера, многофигурные живописные полотна, исторические
драмы.
Натуралистическое изображение стремиться к максимально точной, до последней
детали передаче видимого предмета или явления. Парадокс натурализма заключается с том, что
скрупулезно точное изображение живого предмета становиться мертвым, как только точность будет
достигнута. Ведь глаз человека избирательно фиксирует сущность данного предмета. На зрительное
восприятие накладываются художественный и жизненный опыт, ассоциативное мышление и т.п.
Здесь и лежит грань между натурализмом и реализмом.
Реализм использует возможности видимого подобия предмета для решения более
обширных задач. Реалистический художник не фотографирует действительность, а передает ее
смысл. Точное определение реализма и не может быть дано. Все зависит от того, с какой целью
художник пользуется натуралистическими способами изображения. Изобразить предмет или сказать
о нем – здесь лежит грань между натурализмом и реализмом.
Критический взгляд на объективную реальность подразумевал построение картины мира
сквозь призму определенной общественной идеи
. В России появились различные варианты
реалистического искусства: от так называемой «натуральной» школы до обличительного и
«идеологического» реализма.
Понятие «реалистическое искусство» имеет конкретно-исторический смысл и
обозначает тип культуры. По художественному уровню, и по общественному воздействию, и по
обилию славных имен
русская культура тогда сформировала зрелую систему с четкими
характеристиками
. Русская литература этого периода является классикой, т.е. она возвысилась до
шедевра. Критик В.В. Стасов в 80-х гг. XΙX в. всерьез утверждал, что «настоящее русское искусство
послепетровской России, в самом деле, началось только около 50-х годов. Все прежнее можно
считать... более или менее приличным вступлением».
ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наиболее яркой, интересной, передовой областью культуры России в XIX в. становится
литература. Ее расцвет во многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. Кроме
того, при отсутствии общественной трибуны для обсуждения вопросов национального самосознания,
в условиях закрытости политической жизни 30—50-х г. литература стала единственно возможной
трибуной для формулирования национальной идеи.
К началу столетия в России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом
к серьезной литературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие
. Писатель,
поэт стали заметными фигурами в обществе.
Осознание социальной миссии писателя
способствовало установлению тесной связи литературы с передовой освободительной идеологией.
Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена художественных
направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться
в течение жизни одного поколения.
Завершающим аккордом развития классицизма
в русской литературе явилась
пьеса
А. С. Грибоедова «Горе от ума»
(1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в.
сочетаются, как у Д. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века в Европе и в
России формируется
романтизм
– течение в литературе и искусстве, для которого характерен
особый интерес к неординарной личности, одинокому герою, противопоставляющему себя, мир
своей души окружающему миру. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько
точное воспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно придаются
главному действующему лицу и отражают отношения автора к действительности.
Создателем русского романтизма считают
Василия Андреевича Жуковского
(1783-
1852), поэта, чьи полные меланхолии, народных мотивов и мистических образов произведения
(баллады «Людмила» 1808 г., «Светлана» 1812 г.) стали образцами стиля новой литературы. Для
романтиков характерен
интерес к истории
. Не случайно В. А. Жуковским была переведена