Стр. 157 - 2

Упрощенная HTML-версия

157
Важной особенностью романтизма рассматриваемой эпохи является то, что в его сфере
лежал один из путей развития реализма. Это обнаруживает себя отчетливо в романтическом
историзме, где в пределах общей идеалистической концепции происходит развитие элементов
объективного постижения исторического процесса. Ярчайший пример – творчество Александра
Иванова. Стремление увидеть историческое событие в ощущениях и действиях народной толпы
заключало в себе новый этап в понимании закономерностей исторического процесса по сравнению с
классицистической концепцией исторической картины, построенной в основном на утверждении
героического подвига отдельной личности. Чрезвычайно важным для развития реалистического
понимания данного жанра было и то, что отдаленное в веках событие не рассматривалось теперь
русскими живописцами как повод для утверждения того или иного морального тезиса, а вызывало
самостоятельный интерес как своеобразный источник исторического опыта.
Сугубое внимание к национальному прошлому в его характерных чертах, столь
свойственное художникам исторической живописи романтизма, также выводило на путь более
объективного, реалистического раскрытия образов в портрете и в пейзаже. Содержащееся в
романтическом понимании личности представление о ее неповторимой индивидуальности, о ее
внутренней противоречивости объективно вело
к правдивому раскрытию реальной сложности
душевного мира человека
в эту переходную историческую эпоху.
Одной из характерных черт русского романтизма была его
тесная связь с
классицизмом
. Роль классицистического наследия в романтизме была противоречивой.
С одной
стороны
, романтизм впитывал в себя ту веру в прекрасную и благородную природу человека,
которая заключалась в
этических и эстетических идеалах высокого классицизма
, во многих
случаях он органически ввел в арсенал своих изобразительных средств
четкость построения
пластической формы, высокое мастерство рисунка и многое другое
. Позитивную роль наследия
классицизма можно обнаружить в формировании творчества тех же Брюллова, Бруни и Иванова,
работы которых воплощают лучшие глубинные свойства русского романтизма середины века.
С
другой стороны
, классицизм, воспринятый только как сумма художественных канонов,
как
привычная, устоявшаяся схема художественного образа, безусловно, ограничивал творческие
возможности художника
середины столетия, в частности художника-романтика. Порой в
творчестве одного живописца или даже в одном его произведении можно увидеть отраженным это
воздействие классицизма во всей его противоречивости, примером чему может служить полотно
Брюллова «Последний день Помпеи».
В литературе русского романтизма середины столетия судьбы народа, судьбы общества
определяют и судьбу отдельной личности.
Углубление конфликта, в котором романтический
герой находится с обществом, сказывается в том, что в его характере нарастает
замкнутость, в его мироощущении противоречивость, в иных случаях он обретает
отвлеченные черты идеала.
В искусстве множатся образы возвышенных, не понятых толпой,
страдающих героев. В большой мере свойственно это и изобразительному искусству, в частности
портрету. Если мечтательный, внутренне гармоничный герой портретов Кипренского первого
пятнадцатилетия ХIХ века доброжелательно обращен к зрителю, в котором он как бы видит чуткого
собеседника, то человек в портретах Карла Брюллова более замкнут, эгоцентричен. Романтический
портрет второй трети века больше внимания отдает противоречивой сложности, многогранности
духовного мира человека. Это противоречие явилось предметом эстетического анализа в
художественной культуре разных стран.
Другое направление, оказавшее большое влияние на художественную культуру XIX
века, – это
реализм
. Реализм не имеет ясно выраженного художественного языка, подобно
классицизму или барокко. Художественный язык реализма
ближе всего к понятию «натурализм»,
но не исчерпывается им
. Реализм – это вообще не художественный стиль, а лишь такая
установка
сознания, которая за исходную точку принимает внешнюю реальность, считает ее первичной,
а свой внутренний мир – производным от нее
.
Стремление адекватно «отразить» внешнюю реальность и толкает художника к выбору
натуралистического художественного языка, чтобы все было «как в жизни». Присущее реализму
стремление охватить явления жизни во всей их полноте определяет
тяготение к масштабным и