156
Романтизм сложился в западноевропейском искусстве на рубеже ХVIII ─ ХIХ веков.
Романтизм вобрал в себя
идеалы, рожденные освободительным движением народов Европы
против феодализма и национального гнета и, с другой стороны, выражал
разочарование различных
социальных слоев в результатах буржуазного прогресса
.
Сущность романтизма была в какой-то мере противоположна классицистским
установкам.
Героем
романтического искусства
становится
яркая личность, чей неповторимый
облик не укладывается в рамки общепризнанных образцов мышления и поведения
. Причём
личность, значительная в силу своих собственных, а не сословных достоинств
. Это личность
находится
в противоречии с окружающей ее реальностью
– таково исходное положение роман-
тизма.
В сентиментализме тоже прослеживается интерес к личности, её внутреннему миру,
презрение к сословным предрассудкам, но в отличие от него в рамках романтизма идеалом
становится
личность сильная, деятельная, смело отстаивающая свои убеждения в обществе,
даже ценой одиночества.
Здесь нет свойственной сентиментализму хрупкости, беззащитности и
поглощённости личными трагедиями.
Романтики искали воплощения своих идеалов в примерах
активной современной
борьбы за социальную и национальную свободы, в истории человечества, и прежде всего в
истории своего народа
, которую они конечно идеализировали. Обильную пищу дает романтику и
мир фантастики, сфера религиозных и эстетических идеалов, народных преданий, девственная
природа и жизнь людей, не затронутых цивилизацией.
На этом основан расцвет в
общеевропейском изобразительном искусстве романтизма исторической картины, интерес к
сюжетам, почерпнутым из народного эпоса, к религиозному сюжету, пейзажу, сюжетам,
отражающим экзотику современного Востока. Отсюда же исходит
увлечение искусством прошлого
– живописью ХVII века, проторенессансной и ренессансной художественной культурой, искусством
Древнего Востока.
В русской культуре первой половины ХIХ века романтизм имеет свою специфику.
Насущным делом для России была борьба с проявлениями феодализма. Именно против последнего и
обращен здесь в основном романтический протест. Поэтому
романтизм, в ведущих странах
Западной Европы подвергший критике просветительские идеалы, в России выступает очень
часто в тесной связи с ними
. Вера в просветительские – в основе своей буржуазные идеалы разума,
прогресса, элементарных прав личности – все это было еще актуальным в русской общественной
жизни первой половины столетия.
Развитие романтических идеалов в русской культуре в этот период проходит
два
достаточно самостоятельных этапа
. Первый из них падает на
первую треть века
. Романтиэм в
это время выражает главным образом
национально-освободительные идеи
, порожденные
антинаполеоновскими войнами начала столетия. Круг его идеалов в значительной степени определен
и гуманистическим пафосом первого, дворянского периода революционного движения в России.
В
конец 20-х — 40-х
годов в литературе и в изобразительном искусстве более четки,
чем в первой трети века, черты, определяющие романтизм как мировоззрение и художественную
систему:
неприятие существующей действительности и поиски абсолютного идеала
, который
можно было бы ей противопоставить. В определённой мере находит выражение и та атмосфера
подавленности и разочарования, которая воцарилась в передовых общественных кругах после
трагического поражения декабристского восстания, в обстановке жестокой правительственной
реакции и неясности ближайших исторических перспектив. С этой особенностью романтического
мировоззрения связан, в частности,
пристальный интерес к урокам истории
.
Одним из проявлений интереса к истории был и
расцвет русской исторической
живописи в 30-х ─ 50-х годах
, развивающейся под знаком романтизма. В ее основе главным образом
лежит идеалистическое представление об историческом процессе как эволюции идейных исканий
человечества, Художники, пользуясь выражением Гоголя, избирают «сильные кризисы, чувствуемые
целою массою» сюжеты картин чаще всего отражают судьбы целых народов, порой мысль
живописца обращается к самой природе народных движений. Примеры тому мы можем видеть в
творчестве Брюллова, Бруни и Иванова.