Стр. 155 - 2

Упрощенная HTML-версия

155
Особые успехи были достигнуты в изучении истории. В начале XIX века вышла 12-
томная
«История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина
(1766 - 1826).
«История» Карамзина написана на основании изучения обширнейшего комплекса источников.
Будучи назначен на официальную должность историографа, Карамзин получил доступ к
государственным архивам. Труд его был поистине титаническим.
Однако, помимо научной ценности, «История государства Российского» имеет
огромную художественную ценность, в ней в полной мере проявился талант Карамзина-литератора.
Мировоззрение писателя-сентименталиста способствовало тому, что на страницах «Истории»
впервые уделяется внимание роли народа в историческом процессе.
Произведение Карамзина дало толчок дальнейшему развитию исторической науки.
Первая половина XIX века дала русской культуре целый ряд имен известных историков: М. П.
Погодин, М. Т. Каченовский, Н. А. Полевой.
Большой вклад в
изучение истории европейского средневековья
был сделан
профессором Московского университета , видным западником
Тимофеем Николаевичем
Грановским
(1813-1855), сочетавшим качества глубокого ученого и блестящего оратора, лекции
которого оканчивались неизменной овацией, которую устраивала публика, собравшаяся со всей
Москвы.
В 40-е годы начинается деятельность великого историка, академика
Сергея
Михайловича Соловьева
(1820-1879). В 1845 г. Сергей Михайлович блестяще защитил
магистерскую диссертацию «Об отношениях Новгорода к великим князьям». Работа о Новгороде
продемонстрировала большой научный потенциал и оригинальность учёного. За работу – «История
отношений между русскими князьями Рюрикова дома» (1847) – Соловьёв получил степень доктора
русской истории, окончательно закрепив за собой репутацию первоклассного ученого. С 1851 по
1879 г. было издано основное сочинение Сергея Михайловича – 26 томов «Истории России с
древнейших времен».
Соловьёв был представителем государственной школы в исторической науке. Его
научные взгляды сформировались под влиянием Гегеля с его учением о государстве как
совершеннейшем проявлении разумных сил человека, отчасти Ранке, оттенявшего с особой
рельефностью последовательный рост и силу государств на Западе. Постепенный переход от
родового быта к государственному, последовательное превращение племен в княжества, а княжеств
– в единое государственное целое вот, по мнению Соловьёва, основной смысл русской истории.
С 1871по1877 гг. Соловьёв являлся ректором Московского университета и проявил себя
как поборник научных интересов, свободы преподавания и автономии университетского строя.
Неординарностью отличалось научное творчество ученика Соловьёва,
академика
Василия Осиповича Ключевского
(1841–1911). С первых же прочитанных им курсов за Ключевским
утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, покорявшего аудиторию силой научного
анализа, даром яркого изображения древнего быта и исторических деталей. Глубокая начитанность в
первоисточниках давала обильный материал художественному таланту историка, любившему из
подлинных выражений и образов источника создавать меткие, сжатые картины и характеристики.
Как в монографических своих исследованиях, так и в «Курсе русской истории»
Ключевский дает своё, строго субъективное понимание русского исторического процесса, ни с кем
не вступая в полемику. По его мнению, главными факторами развития человеческого общества
являются умственный труд и нравственный подвиг.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА
Художественные искания эпохи были активно направлены против того отжившего,
мертвенно-канонического, что накапливалось в это время в классицизме. Пилюлей против штампов
классицизма в первой трети века стал
романтизм
. Впервые этот стиль в русской культуре выступил
достаточно отчетливо, поэтому о нем следует сказать несколько подробнее.