166
рационализму классической трагедии, раскрывала патетику переживаний изображаемых лиц. Од-
нако,
утверждая значительность человеческой личности с ее индивидуальным внутренним
миром, романтизм в то же время отдавал предпочтение изображению исключительных
характеров в исключительных обстоятельствах
. Романтическим драмам, как и романам, по-
вестям, была присуща фантастичность сюжета или введение в него ряда таинственных
обстоятельств: появление привидений, призраков, всякого рода предзнаменований и т п. Вместе с
тем романтическая драма была скомпонована более динамично, чем классическая трагедия и
сентименталистская драма, в которых сюжет разворачивался в основном описательно, в монологах
действующих лиц. В романтической же драме именно поступки героев предопределяли развязку
фабулы, при этом происходило взаимодействие их с общественной средой, с народом.
В рамках романтической драматургии можно выделить так называемое «декабристское
направление» К данному направлению относилось творчество
А. С. Грибоедова
.Именно поэтому
«Полярная звезда» так восторженно приветствовала появление комедии «Горе от ума». Талантливым
драматургом декабристского направления был и
П. А. Катенин
, участник тайных обществ, драма-
тург, переводчик, тонкий знаток и любитель театра, воспитатель ряда выдающихся русских актеров.
Его трагедии «Ариадна» и особенно «Андромаха» были исполнены вольнолюбивого и гражданского
духа.
Пьесы
князя
Александра Александровича Шаховского
(1777-1846) способствовали
формированию русской национальной комедии. Кроме того, Шаховской являлся членом Российской
академии (1810) и почетным членом Петербургской АН (1841). В его пьесе «Крестьяне, или Встреча
незваных» французский отряд вторгается в деревню. Русские крестьяне во главе со старостой,
который «служит Богу, царю-государю» разбивают неприятеля. Вскоре, как объявляет руководитель
крестьянского войска староста, «супостатов как не бывало, все прибраны, одни на тот свет, другие –
в полон, ныне в огне греются, другие в пруду купаются, а кой-какие по улицам валяются». Вдруг
приезжает помещик, граф-ополченец. Крестьянин Василий бросился его обнимать, но смутившись,
отступил. На что граф ему говорит: «Обними меня; детям не стыдно обнимать отца!». В результате,
граф устраивает счастье Василия и дочери старосты – Вари и уезжает в погоню за неприятелем.
Николай Алексеевич Полевой
(1796-1846) один из первых в России идеологов
буржуазного прогресса, осуждал дворянскую аристократию за отсутствие национального чувства. В
основе романтических романов и повестей («Живописец», «Блаженство безумия» – обе 1833) –
конфликт «мечты» и «существенности».
Нестор Васильевич Кукольник
(1809-68) – автор исторических повестей и рассказов
«Сержант Иван Иванович Иванов...» (1841), романтической «фантазия» в стихах «Торквато Тассо»
(1833), исторической драмы «Рука всевышнего отечество спасла» (1834) и др. На стихи Кукольника
«Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и др. М. И. Глинка написал музыку.
В романтической драме сохранились нравоучительность и резонерство, присущее
предшествующим драматургическим формам, длительные монологи, поясняющие внутренние
переживания героя или его отношение к другим действующим лицам, примитивность психологи-
ческой характеристики персонажей. Тем не менее жанр романтической драмы, главным образом,
вследствие изображения его возвышенных чувств и прекрасных порывов и занимательности сюжета,
оказался довольно долговечным и сохранился с некоторыми изменениями и во второй половине XIX
века.
Подобно тому, как романтическая драма восприняла некоторые черты
классицистических и сентименталистских пьес, так и
сценическое искусство актеров романти-
ческой школы сохранило следы классицистического художественного метода
. Подобная
преемственность была тем более естественной, что переход от классицизма к романтизму
происходил в течение сценической деятельности одного поколения русских актеров, которые посте-
пенно переходили от классицистических к воплощению персонажей романтических драм. Так,
унаследованными от классицизма чертами были театральность актерского мастерства, выразившаяся
в патетичности речи, искусственная изящная пластика, умение превосходно носить исторические
костюмы.