Стр. 16 - 2

Упрощенная HTML-версия

16
определенной эволюции, а потому не оставался неизменным. Менялись культурно-исторические
этапы.
Несмотря на особую прерывистость в развитии русская культура и цивилизация за свою
тысячелетнюю историю сохранили вполне определенное единство. Основу этого единства
составляет менталитет русской культуры.
Национальный менталитет
– это глубинные структуры культуры, определяющие на
протяжении длительного времени её этническое или историческое своеобразие. Менталитет остаётся
постоянным в своей основе. Он характеризует манеру мыслить, устойчивые интеллектуальные
стереотипы, специфику национального миропонимания. Так, для русского менталитета характерно:
языческое мировоззрение, магическое мышление;
приоритет коллективизма в общественном сознании;
толерантность в культуре, религии;
притязание
быть
самостоятельной
цивилизацией,
изоляционистское
мышление,
противопоставленность всем;
«максимализм» устремлений, утопизм социокультурных проектов;
эсхатологиям – стремление к «последним», крайним вопросам и решениям на грани жизни и смерти
(«пан или пропал»);
высокая коммуникабельность, прямодушие, честность, гостеприимство, непритязательность народа.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛИВШИЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сложно найти формулу, объясняющую все своеобразие русского характера и культуры. Но это
своеобразие – несомненный бесспорный факт. Всякая национальная культура есть единство,
неслиянное ни с каким иным. Однако данное единство не может существовать замкнуто и
неподвижно. Оно раскрывается в многообразии и развитии. Множество факторов влияния в одном
тигле. Попробуем разобраться в этом множестве факторов.
Во - первых, укажем на
этнический фактор
. Это наименее устойчивый и наименее
определенный компонент русской культуры. Славянское и отчасти скандинавское происхождение
русичей отстаивают древнерусские летописи. Однако следует учитывать, что любая историческая
хроника неизбежно проникнута подсознательным этноцентризмом. О «славяно-европейском»
характере, причем при доминировании славянского субстрата, говорил видный историк Б.А.
Рыбаков.
В настоящее время предпочтительнее концепция, согласно которой древнерусская народность
складывалась в смешении по меньшей мере трех этнических компонентов: славянского, балтийского,
финно-угорского, а также при заметном влиянии германского, тюркского и северокавказского
этнических субстратов. Во многом, это результат соседства, а так же товарного и культурного
обмена с Хазарским каганатом, Волжской Болгарией и населением Скандинавии.
О преобладании славянского элемента можно говорить только в отношении прикарпатского и
приильменского районов. На остальных территориях Древней Руси картина либо не поддается
однозначной этнической идентификации (как, например, в Приднепровье), либо свидетельствует о
наибольшем распространении балтийского или финно-угорского компонентов (как к востоку от
Валдая).
Обращают на себя внимание размышления по поводу русской антропологии известного
историка-мыслителя Георгия Петровича Федотова. Он подчеркивает противоположность
славянского и монголо-тюркского элементов. По его мнению, в психической структуре типичного
русского борются славянское и тюркское как легкое и тяжелое. «Славянству русский народ, может
быть, обязан своей музыкальностью, а татарам ─ скрытой силой темных страстей, которые время от
времени вырываются наружу. Женственной мягкости и лиризму, которые присутствуют в русской