15
органического единства». Бердяев насчитывал в истории России «пять разных Россий»: Россию
киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и
Россию советскую. «Разные России» - это отличающиеся друг от друга стили культуры или
культурно-исторические парадигмы. Сегодня выделяют девять парадигм:
Русь языческая,
Русь киевская,
Русь татарского периода,
Русь московская,
Россия петровская, императорская,
Россия «серебряного века»,
Россия советская,
Русская эмиграция (русское зарубежье),
Россия посттоталитарная.
Каждый
период отличается от других и характеризуется социокультурным своеобразием и внутренним
единством. И переход от одного замкнутого в себе этапа к последующему невозможен постепенным,
эволюционным путём: это каждый раз резкая, внезапная «ломка» целостной и единой
социокультурной системы, или, сказать иначе, революционная смена культурно-исторической
парадигмы. Вся история русской культуры – это многочисленные поворотные пункты: 1) Крещение
Руси; 2) начало монголо-татарского ига; 3) создание Московского царства и утверждение русского
самодержавия; 4) религиозный Раскол и начало Петровских реформ; 5) отмена крепостного права; 6)
Октябрьская революция 1917 г.; 7) «Великий перелом» 30-х гг. – начало советского тоталитаризма;
8) Август 1991 г. – крушение тоталитарного режима и начало либеральных реформ. Каждая
культурная «ломка» имела катастрофический характер, взаимно-противоположную направленность,
что придавало социокультурной динамике России особенно противоречивый, напряжённый и
радикальный характер.
Переход от одного периода к другому сопровождался не только далеко идущей перестройкой
предшествующих политических и социальных структур, но и энергичными мерами по отрицанию и
разрушению отвергаемого прошлого. Таков был вынужденный результат монголо-татарского
господства, политики Ивана Грозного и потрясений Смутного времени. Таковы были следствия
целеустремленной политики Петра I и его преемников. В дворянско-бюрократической империи были
отменены или ограничены прежние феодальные привилегии и порядки, создана новая социальная
иерархия на основе «Табели о рангах» и выслуги на государственной службе. Европеизация
осуществлялась через крайнее социальное и культурное расслоение «по вертикали»:
европеизированные и просвещенные «верхи» и закрепощенные, бесправные и темные «низы». В
свою очередь, дворянская культура решительно отвергалась разночинной интеллигенцией, а
нарастающая буржуазия беспощадно рубила «вишневые сады» и обрекала на разорение «дворянские
гнезда».
Нарастание социальных противоречий и движений социального протеста зачастую
отражалось в отрицании господствующей культуры и культурном нигилизме.
Но дело не только в подобных разрывах русской истории. Глубокие разлады были присущи
самой русской культуре на разных её этапах. Многие глубокие противоречия возникали в результате
«наложения» двух или даже нескольких культурно-исторических образцов
, когда один этап ещё
не завершался, а другой уже начинался. В российской цивилизации это стало постоянной,
типологической чертой: язычество в Киевской Руси сосуществовало с христианством; резкая
модернизация в петровской России сочеталась с глубоким традиционализмом средневековой Руси; в
советское время западноевропейский марксизм соединился с российским почвенничеством и
религиозным фундаментализмом, породив сталинский тоталитаризм. Периоды параллельного
сосуществования разных парадигм длились десятилетия и даже века.
Именно эти разлады и
противоречия и создавали разнообразие национально-духовной жизни России.
Бердяев говорит об «изменении типа цивилизации», но это заявление нельзя понимать
буквально. Тип российской цивилизации не менялся, он находился в процессе становления,