14
разрыв то сокращался, то увеличивался. По данным исследователя Ю.В.Яковца изначальный разрыв
при вступлении восточных славян в неолитическую цивилизацию составлял две тысячи лет, что
было связано с поздним отступлением ледника с Восточно-Европейской равнины. Такое отставание
вынуждало двигаться быстрее. И в период раннефеодальной цивилизации Киевская и Новгородская
Русь вплотную приблизились к эпицентру. Но монголо-татарское иго отбросило развитие Руси на 2-3
века назад. В ХУП-ХУШ вв. Россия совершила рывок вперед и вошла в число лидирующих стран.
Перед кризисом 90-х гг. ХХ в. отставание составляло 20-30 лет, затем резко увеличилось.
Темпы развития цивилизации и культуры не всегда совпадают. В России тенденции культурно-
исторического развития часто опережали цивилизационные и вступали с ними или в неразрешимые
противоречия, или в необъяснимые альянсы.
Русская культура стала выделяться в особый тип в IX─ XI вв. в процессе образования
государства у восточных славян и приобщения их к православию. По поводу стадий развития
русской цивилизации в современной науке существуют разные точки зрения. Одни ученые считают,
что с IX в. Русь представляла собой единое культурное пространство. При этом для них
определяющим фактором является форма политической организации. В данном случае выделяются
следующие этапы развития русской культуры:
Древняя Русь
(IX-XIII вв.),
Московское царство
(XIV-XVII вв.),
Имперская Россия
(с XVIII в. и по сей день).
Другие исследователи утверждают, что до XIII в. существовала одна
«русско-европейская», или
«славяно-европейская» цивилизация, а с XIV в - другая: «евразийская», или «российская»
.
В частности, согласно «пассионарной» концепции Л.Н. Гумилева, в XIV в. начинается генезис
русского народа и российского супер-этноса (а прежний, славянский по характеру этнос, к этому
времени прекратил свое существование). В этом случае культурное и историческое движение
трактуется
не как прогрессивное, эволюционное, а как циклическое
. Другими словами,
по теории
Гумилева
, развитие культур (цивилизаций) связано с вызовом истории. И в зависимости от того, как
ответит на вызов истории та или иная этническая общность, зависит её дальнейшая судьба. Для
России таким судьбоносным вызовом истории было монголо-татарское иго. Именно иго создало
ситуацию, которая позволила русским осознать свое единство, свои национальные интересы и свое
отличие от других «нерусских». Именно иго провоцировало увеличение числа русских
«пассионариев» – наиболее активных представлений русской культуры, носителей наиболее
значимых русских ценностей.
Существуют также и другие
периодизации, основанные на циклических изменениях культуры
.
Циклические изменения, как один из вариантов динамики имеют место в каждой культуре, хотя и в
разных масштабах. Но российскому обществу эти изменения оказались присущи в особенно
сильной степени. Именно глубокая противоречивость русской культуры и отсутствие в ней
сформированного срединного начала придало такой размах циклам российской истории. Следует
помнить при этом, что
в ходе циклических или же инверсионных (т.е. изменяющих направление)
процессов соперничающие стороны конфликта лишь временно устраняются с политической
сцены, но никуда не исчезают, а сохраняются и по сути дела составляют фундаментальную
структуру цивилизации.
Инверсионный характер, по мнению некоторых исследователей, носило введение христианства,
осуществленное по инициативе центральной (княжеской) власти, так как ее «выбор», означал
«ниспровержение прежних идолов». Но и в дальнейшем
смена столиц, типов власти и социально-
политического устроения во многом протекала через радикальный отказ от прежнего
достояния и утверждение принципиально нового устроения
.
Развитие российской цивилизации и культуры носит преимущественно
дискретный
(прерывистый) характер. Выдающийся мыслитель XX в.
Николай Александрович Бердяев писал
в
своей знаменитой работе «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937 г.): «Историческая судьба
русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом,
через прерывность и изменение типа цивилизации. В русской истории … нельзя найти