13
1.Первобытному состоянию общества соответствует доцивилизационный тип культуры.
Для него был характерен материально-духовный синкретизм, выражавшийся в нераздельности
материальной и духовной форм жизни людей. Действия и предметы, материальные по своей сути,
одухотворялись человеком, который ещё не знал принципиальных различий между трудом и
заклинанием, оберегом и украшением.
2. В традиционных культурах докапиталистического общества начинают зарождаться
цивилизации. К
признакам цивилизации
относят общественное разделение труда, развитие рынка,
появление государства, формирование норм, традиций, верований и способов трансляции культуры,
прежде всего письменности. Все эти радикальные изменения были связаны с рождением города.
Таким образом, цивилизация явилась более высоким уровнем развития культуры. Она представляла
тот слой культуры, в котором сосредоточены все способы организации общественной жизни:
структура производственной деятельности, социально-управленческая деятельность, репрессивная
деятельность юридических учреждений, работа религиозных организаций, научная, образовательная,
военная, медицинская деятельности, спортивная и досуговая службы. Это означает, что цивилизация
находилась не вне культуры, а внутри неё, представляя собой систему обслуживающих культуру
механизмов.
3. В индустриальной цивилизации периода утверждения и распространения зрелого
капиталистического общества (сер. ХУП- ХХ вв.) наблюдались противоречивые тенденции. С одной
стороны – освобождение творчества от жестких религиозных канонов и восприятие гуманизма
Возрождения. А с другой – постепенная утрата гуманистических традиций под воздействием
машинной цивилизации. Технический прогресс и информационные взрывы, растущая подвижность
населения и унификация образования привели к подрыву основ аристократической и народной
культуры, всеобщему её усреднению, шаблонизации, к утере её самобытного национального и
локального характера, разрыву культурных традиций.
Цивилизация, имевшая в основе своей развитие интеллекта на всех уровнях культуры,
привела к вытеснению интеллекта из культуры и к активизации физиологических реакций.
Выяснилось, что цивилизация не является абсолютным благом. Она несёт силы, разрушительные для
культуры и для самого физического существования человечества. Культура оказалась подчинена
цивилизации и погрузилась в глубокий всеобщий кризис.
4. В начавшем с последней четверти ХХ в. свой путь постиндустриальном обществе
предстоит поднять значение культуры до уровня, когда она будет оказывать воздействие на все
цивилизационные механизмы.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ РУССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Человеческая культура – это сложное образование. Она состоит из множества культур
различных народов. Впервые эту идею высказал русский учёный Николай Яковлевич Данилевский
(«Россия и Европа», 1868 г.). В циклическом развитии народов он выделял культурно-исторические
типы, связанные с особенностями характера народа и имеющие свои линии развития. Между ними
существуют общие черты и связи, выражающие общечеловеческое, и каждая из них вносит свой
вклад в общую сокровищницу человечества. Теория Н.Я.Данилевского оказала сильное влияние на
творчество многих мыслителей. О несоизмеримости культур, имеющих свои прасимволы (души) и
свои фазы развития, писал О. Шпенглер. А.Тойнби расчленил историю человечества на локальные
цивилизации, каждая из которых проходит в своём развитии четыре стадии: возникновение, рост,
надлом и распад, после чего она гибнет, а её место занимает другая цивилизация. Полицентризм
культур и цивилизаций признавал Л.Гумилёв, рассматривая Россию-Евразию одним из центров
мира, ритмы которого определяются пассионарными толчками («пассионарность» - органическая
способность людей к напряжению, жертвам ради высокой цели.).
Итак, каждая локальная цивилизация имеет свой ритм развития, отличающийся от
общемирового. Россия всегда отставала в развитии от эпицентров мировой цивилизации, при этом